Китайский юань берет верх над долларом США.
Фото Reuters
Вчера палата представителей Конгресса США приступила к рассмотрению законопроекта, который открывает путь к «наказанию» Китая за слишком успешный сбыт своих товаров на американском рынке. Причина этого – заниженный обменный курс юаня на доллар, считают законодатели. Принятие закона станет самым крупным залпом в войне валют, у которой сразу несколько фронтов и участников. В числе последних «тяжеловесы» мировой экономики – Бразилия и Япония.
Конгресс обеспокоен тем, что с окончанием мирового кризиса положительное сальдо КНР в торговле с США резко возросло. Если за первые семь месяцев прошлого года оно составило 123 млрд. долл., то за такой же период нынешнего оно уже достигло 145 млрд. долл. В то же время попытки Белого дома побудить Пекин провести ревальвацию китайской валюты – юаня успеха не имели. Или почти не имели. Отказавшись в июне с.г. от жесткой привязки юаня к доллару, Пекин повысил обменный курс своей валюты всего на 1,9%. В то же время, по американским оценкам, юань значительно недооценен. Эксперты авторитетного информагентства Bloomberg считают, что реальный курс юаня должен быть на 25% выше, а иные специалисты даже видят разницу в 40%. В ходу оценка: в случае установления правильного обменного курса США смогут вернуть себе до 500 тыс. рабочих мест.
Для Белого дома курс юаня по отношению к доллару – центральный вопрос в американо-китайских отношениях. Ему было посвящено много времени в дискуссиях президента Барака Обамы и его министров с китайскими лидерами. В последний раз в ходе состоявшейся на прошлой неделе двухчасовой беседы Обамы с премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао. Но без видимого эффекта. Китайская сторона не признает упреков Вашингтона в занижении курса юаня и не проявляет готовности пойти на уступки. Более того, китайцы напоминают своим собеседникам, что значительную часть китайского экспорта в США составляет продукция филиалов американских фирм (по некоторым оценкам, до половины его объема). А на угрозу принятия санкций отвечают тем же.
В этих условиях Белый дом не решается официально назвать Китай страной, «манипулирующей» своей валютой, что по закону влечет обязательную серию торговых репрессалий. Поэтому авторы нового законопроекта предусмотрели возможность поэтапных мер – право фирм, считающих, что страдают от несправедливого обменного курса, обращаться в суды с требованием введения повышенных тарифов на ввозимую китайскую продукцию.
В последний момент перед рассмотрением законопроекта в дело вмешалась сторона, наиболее заинтересованная в импорте из КНР – руководители филиалов американских фирм в Китае. Таких как General Electric, Citigroup и Baxter International. Они просят закон не принимать. «После долгих лет трений с Японией Китаю нужен новый оппонент. Мы как раз вписываемся в это определение», – предостерег глава Американской торговой палаты в Шанхае Роберт Рош. А его коллега из Пекина Крис Мерк даже высказал мнение, что внешнее давление даст обратный эффект.
В связи с этим судьба законопроекта пока не ясна. Пока же он служит целям предвыборной агитации противостоящих Белому дому республиканцев. До дня выборов его определенно не примут. А там – как сложится.
Из Пекина пока звучат слова предостережения. Профессор Хань Дунпин в статье, опубликованной в газете China Daily, китайском официозе, считает, что «Китай не должен принимать лекарство от американской болезни». Ученый предлагает Вашингтону постараться найти другие средства для борьбы с безработицей в своей стране.
Китай – не единственная страна, стремящаяся в нынешней непростой обстановке на мировых рынках не допустить повышения стоимости своей валюты или даже понизить ее. Ранее, в начале сентября, японские власти осуществили массированное вмешательство на денежных рынках и смогли понизить обменный курс иены. Затем Бразилия резко прореагировала на попытки других стран добиться повышения курса реала. Идет «война валют» – такова распространенная оценка всех этих действий.