Американские войска методично прочесывают окрестности Кандагара.
Фото Reuters
Духовный лидер движения «Талибан» мулла Мохаммед Омар заявил, что кампания НАТО в Афганистане провалилась, и предрек своим сторонникам скорую победу. Между тем американские войска продолжают наступление в Кандагаре – главном оплоте талибов, однако наблюдатели сомневаются в эффективности действий военных. На этом фоне западные СМИ рассказывают о колоссальных суммах, которые поступают из разоренной войной страны в эмираты Персидского залива и вкладываются в элитную недвижимость.
«Победа нашей исламской нации над вторгшимися неверными теперь неизбежна, а движущая сила ее – вера в помощь Аллаха и единство среди нас. В скором времени мы примем меры к установлению исламской, независимой, совершенной и сильной системы», – утверждает лидер талибов.
В своем заявлении, приуроченном к окончанию священного месяца Рамадан, Омар также потребовал от президента США Барака Обамы «без каких бы то ни было условий и как можно скорее» вывести войска из Афганистана. Это, считает он, будет отвечать национальным интересам Америки и способствовать восстановлению стабильности в регионе. Одновременно Омар призвал афганцев, сотрудничающих с правительством Хамида Карзая, присоединиться к «Талибану».
Тем временем американские войска США продолжают крупномасштабное наступление на позиции талибов на юге Афганистана. В августе командующий силами НАТО и США в Афганистане генерал Дэвид Петреус заявил, что видит некоторый прогресс в боевых действиях и что активность боевиков в основном ограничивается провинциями Кандагар и Гельменд.
Ожесточенные бои идут сейчас на окраинах Кандагара. В самом полумиллионном городе обстановка несколько спокойнее. Накануне американские войска совместно с афганскими частями очистили от боевиков район Мехладжат на юго-западе Кандагара, который был головной болью еще для советских войск. В Мехладжате и прилегающем шестом районе был главный оплот «Талибана» в Кандагаре. Там открыто действовали шариатские суды, регулярно выносившие смертные приговоры, а на деревьях вешали правительственных чиновников.
Примечательно, что операция по зачистке Мехладжата прошла без потерь среди мирного населения. Более того, американцы на месте выплачивали компенсации жителям, чьи дома или поля пострадали в ходе боев. Так, один офицер рассказал New York Times, что у него в рюкзаке лежала сумма в афгани, эквивалентная примерно 45 тыс. долл. США, и за три дня боев он роздал 20 тыс.
Впрочем, ни одного талиба в Мехладжате уничтожить не удалось. Зато афганцы, которые шли в авангарде, потеряли пять человек ранеными, а оказывавшие им поддержку американцы лишились двоих бойцов в результате взрыва мины-ловушки.
Несмотря на кажущиеся успехи, наблюдатели предупреждают, что под натиском армии талибы просто перебрались в другие районы города или ушли в подполье и теперь продолжают свою кампанию террора против тех, кто связан с властями или иностранными военными. Каждый день они совершают по 4–5 убийств.
На этом фоне британская Financial Times рассказывает о том, что, невзирая на войну, афганская элита ежегодно переводит на счета в Дубае до 10 млрд. долл. Одна часть этих денег поступает из вполне законных источников, однако другая – продукт коррупции, вымогательств и теневых бизнес-схем, в том числе наркоторговли.
В частности, выяснилось, что руководство Kabul Bank, крупнейшего частного банка Афганистана, вложило огромные средства в дубайскую недвижимость, главным образом в роскошные виллы на искусственном острове Palm Jumeirah. А вся эта собственность из-за кризиса сильно упала в цене. Эти новости спровоцировали панику среди вкладчиков банка. В Дубае проживает брат президента Афганистана – Махмуд Карзай, который является одним из крупнейших акционеров Kabul Bank. По его словам, богатые люди не уверены в будущем Афганистана и поэтому переводят деньги в Дубай. Так же поступают коррупционеры, опасающиеся, что в случае ареста афганские власти все конфискуют.