Сын президента Египта Гамаль Мубарак пользуется в стране серьезной поддержкой.
Фото Reuters
Нобелевский лауреат Мохамед Эль-Барадей призвал египтян бойкотировать запланированные на ноябрь парламентские выборы в знак протеста против антидемократического курса властей страны. Он добивается внесения существенных изменений в Конституцию АРЕ и избирательное законодательство. За шесть месяцев ему удалось собрать 800 тыс. подписей под петицией к правительству в поддержку перемен.
«Если весь народ будет полностью бойкотировать выборы, то это станет концом режима», – заявил Эль-Барадей в понедельник, выступая перед своими сторонниками. Он подчеркнул, что это только один из первых шагов в деле разоблачения «позорной демократии».
Напомним, Эль-Барадей, по образованию юрист-международник, 12 лет занимал пост главы МАГАТЭ. После своей отставки он вернулся в Египет, где возглавил новое оппозиционное движение, ратующее за проведение демократических реформ. Как отмечают наблюдатели, Эль-Барадей, который в отличие от многих представителей египетской элиты не замешан ни в каких коррупционных скандалах, пользуется большой популярностью и авторитетом на родине.
Призыв Эль-Барадея к переменам поддержали другие оппозиционные организации, в том числе самая влиятельная из них – официально запрещенная группировка «Братья мусульмане». Однако маловероятно, что «Братья» и другие оппозиционные движения станут вслед за нобелевским лауреатом бойкотировать выборы.
Тем не менее, как заявляет Эль-Барадей, до тех пор, пока египетская политическая система не станет открытой и демократичной, нельзя участвовать в выборах, которые ничего не решают, но придают режиму легитимность в глазах мирового сообщества. Он уже пообещал организовать акции гражданского неповиновения, если власти не прислушаются к голосу оппозиции.
На этом фоне против Эль-Барадея была начата кампания по дискредитации. В Интернете появились материалы, которые должны представить его и членов его семьи как плохих мусульман, что в глазах простых египтян является серьезным ударом по репутации. В частности, в Сеть попали фотографии его дочери, на которых она изображена на пляже в купальнике или на светских мероприятиях, где на столах стоят бутылки с алкоголем. И то, и другое неприемлемо для настоящей мусульманки. Про самого Эль-Барадея пишут, что он на самом деле атеист, а в мечети ходит для отвода глаз.
Бывший глава МАГАТЭ возложил ответственность за публикацию скандальных материалов на власти. Однако пресс-секретарь правящей Национальной демократической партии (НДП) Али Эддин Хиляль заявил, что она не причастна к этому инциденту и назвал подобные действия «очень серьезной ошибкой» и вторжением в частную жизнь.
Между тем Эль-Барадей ворвался на египетскую политическую сцену в очень деликатный момент: в следующем году там должны состояться очередные президентские выборы, однако нынешнему главе государства Хосни Мубараку, правящему 29 лет подряд, исполнилось уже 82 года, а его здоровье в последнее время вызывает все больше опасений. По оценкам наблюдателей, он вряд ли решит баллотироваться на новый срок и скорее всего захочет передать власть своему 46-летнему сыну Гамалю Мубараку.
В этой обстановке правящие круги Египта крайне болезненно относятся к выступлениям Эль-Барадея, так как Египет давно подвергается критике в связи с имеющими там место тенденциями к авторитаризму. Впрочем, шансов на победу у Эль-Барадея или любого другого кандидата от оппозиции мало.
Этому есть объективные причины. Эксперты указывают, что для простых египтян, 40% которых живут на 2 долл. в день, экономика по-прежнему гораздо важнее, чем демократия и свобода слова. Оппозиция этого не учитывает в полной мере, а вот Хосни Мубарак, напротив, придает экономике большое значение. Поэтому его сын, бывший инвестиционный банкир, говорит языком, понятным простым египтянам, напоминая о том, что за последние четыре года египетский экспорт удвоился и каждый год правительство создавало по 800 тыс. рабочих мест. При Мубараке Египет стабильно привлекает иностранных инвесторов, а экономический рост в стране достигает 7,5% в год.
Однако, по мнению некоторых специалистов по региону, все эти рассуждения носят чисто теоретический характер, поскольку на практике никто, кроме Хосни Мубарака и его сына, скорее всего просто не сможет выполнить требования, которые предъявляются к кандидатам. Ведь согласно Конституции АРЕ кандидат в президенты должен продолжительное время занимать руководящий пост в политической партии, существующей не менее 5 лет и контролирующей по крайней мере 3% мест в нижней палате парламента и 5% – в верхней. Независимый же кандидат должен получить одобрение 250 парламентариев, а также поддержку 10 из 14 существующих провинциальных законодательных советов.