Вчера в Москве состоялась встреча замминистра иностранных дел РФ Сергея Рябкова со спецсоветником госсекретаря США по контролю над вооружениями и разоружению Робертом Эйнхорном. Дипломаты обсудили текущую ситуацию вокруг иранской ядерной программы. Между тем эксперты Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) предупреждают, что, несмотря на международные санкции, Иран последовательно накапливает обогащенный уран.
МАГАТЭ не берется подтвердить, что ядерная программа Исламской Республики имеет исключительно мирные цели. Согласно квартальному отчету агентства, который в понедельник стал достоянием СМИ, оно всерьез озабочено возможным проведением в Иране тайных военных исследований в ядерной области, включая возможную разработку ядерной боеголовки для ракеты. При этом у МАГАТЭ появляются все новые претензии к Тегерану.
Так, по оценкам авторов доклада, Иран уже накопил 2,8 тонны низкообогащенного урана, причем примерно 400 кг – всего за четыре последних месяца. После дообогащения этого количества расцепляющегося материала хватит для изготовления трех атомных бомб. При этом эксперты полагают, что ИРИ сможет достаточно скоро наладить производство высокообогащенного урана, пригодного для использования в военных целях. В текущем году в Иране произведено примерно 22 кг урана, обогащенного до 20%, хотя совсем недавно ИРИ не обогащала уран более чем до 5%.
Впрочем, для бомбы нужен уран со степенью обогащения около 90%. По оценкам американских спецслужб, при нынешнем уровне развития иранской ядерной отрасли Тегерану понадобится минимум год, чтобы изготовить первую бомбу.
В США полагают, что пока Иран пытается продвинуть свою ядерную программу настолько далеко, насколько ему позволяют правила МАГАТЭ, чтобы затем при необходимости быстро перевести имеющиеся мощности на военные рельсы.
Между тем иранские власти стали вести себя более агрессивно по отношению к представителям МАГАТЭ. Агентство заявляет, что Иран различными способами мешает нормальной работе инспекторов.
Недавно власти ИРИ запретили посещение своих ядерных объектов двум опытным специалистам МАГАТЭ, после того как они заявили о проведении иранской стороной несогласованных экспериментов.
В другом случае представителям агентства было отказано в доступе на завод по производству тяжелой воды, поэтому им приходится полагаться исключительно на спутниковые снимки при оценке деятельности этого предприятия.
Тегеран также не предоставил МАГАТЭ информацию о новых комплексах по обогащению урана, которые планируется построить. На это иранские представители возражают, что не обязаны сообщать данные, пока эти объекты не завершены.
Кроме того, на обогатительном заводе в Натанзе, как выяснилось, были якобы случайно нарушены пломбы МАГАТЭ, гарантировавшие неприкосновенность запасов расщепляющихся материалов и оборудования, опечатанного сотрудниками агентства.
Иранские власти отрицают все обвинения в свой адрес и настаивают, что его ядерная программа имеет исключительно мирные цели. Однако США и ЕС полагают, что страна стремится создать ядерное оружие. Представитель Белого дома Томми Вайтер заявил, что сообщения МАГАТЭ «не могут не тревожить всех, кто выступает за нераспространение ядерного оружия и безопасность в мире».