«Зеленые» требуют, чтобы ВР прекратила добывать нефть на большой глубине.
Фото Reuters
В Луизиане прошли слушания по выяснению причин аварии на платформе Deep Water Horizon. Свидетельские показания позволяют предположить, что причиной катастрофы стала серия неверных решений со стороны нескольких компаний. Тем временем ВР подтвердила, что начнет бурение у побережья Ливии. Там скважина будет еще глубже, чем в Мексиканском заливе.
Глава BP Тони Хейворд уже обсуждает условия своей отставки. Об этом ВВС сообщил вчера высокопоставленный источник в компании. Хейворд оказался в центре критики из-за аварии глубоководной скважины в Мексиканском заливе.
Между тем в минувшую субботу ВР заявила, что вскоре начнет бурение первой скважины в заливе Сидра. Этот участок акватории в Средиземном море у побережья Ливии богат голубым тунцом, тут также обитают черепахи.
Контракт на разработку месторождения стоимостью 900 млн. долл. британская компания заключила в 2007 году. Бурение первой скважины в заливе займет до полугода. Как сообщает ВВС, она будет глубже, чем злополучная скважина в Мексиканском заливе. Напомним, что пробурившая ее платформа Deep Water Horizon загорелась 20 апреля, пожар унес жизни 11 человек и причинил пока не подсчитанный до конца ущерб окружающей среде. Как заявил пресс-секретарь ВР Дэвид Николас, уроки, которые будут сделаны из расследования произошедшего на Deep Water Horizon, компания намерена учитывать при бурении где бы то ни было в мире.
Тем временем в Луизиане на минувшей неделе начались слушания федеральной комиссии по расследованию аварии в Мексиканском заливе. Следствие ведут Береговая охрана США и служба, контролирующая добычу полезных ископаемых. Были заслушаны показания переживших пожар сотрудников платформы. В статье, посвященной этому заседанию, Washington Post приводит несколько проблем, своевременное решение которых могло бы помочь избежать катастрофы.
Сообщается, что скважина была успешно пробурена и за день до ее выхода из-под контроля зацементирована. Но по какой-то причине ее герметичность нарушилась, и углеводороды начали пробиваться наружу там, где не должны были. ВР также якобы не стала проводить рутинную проверку контроля качества цементирования, которая могла бы выявить трещины. А вместо рекомендованных 21 «центратора» для подготовки скважины к цементированию будто бы было решено обойтись только шестью. Компания также отдала предпочтение более дешевому (на 7–10 млн. долл.) инженерному проекту.
Работы по цементированию проводила компания Halliburton. Еще одна фирма – Transocean, как выясняется, должна была устранить выявленную ранее в этом году неисправность в устройстве управления противовыбросовой задвижкой (она перекрывает скважину, если ее эксплуатация становится опасной). Кстати, обе эти компании перекладывают ответственность на ВР, которая вела проектные работы и за которой было последнее слово по всем операциям.
По данным газеты, 20 апреля сотрудники платформы провели испытание на наличие газа в нефтяной скважине. Показатели давления – более 98 кг на квадратный сантиметр – якобы подтверждали, что газ там присутствует. Почему-то данные этого исследования были неправильно истолкованы и из скважины продолжили откачивать тяжелый буровой раствор, замещая его более легкой морской водой. Когда случился выброс, почему-то не сработала упоминавшаяся выше противовыбросовая задвижка. Наконец, по признанию главного энергетика платформы Майка Уильямса, на Deep Water Horizon оказалась отключена автоматика газоанализаторной системы – якобы, чтобы избежать ложных тревог, которые будили спящих рабочих. После чего вырвавшийся газ нашел искру и вспыхнул пожар.
Эти выводы, судя по всему, неокончательные. Компаниям еще предстоит изложить свои контраргументы.