Сергей Лавров обеспечил дипломатам новые гарантии.
Фото Reuters
Совет Федерации вчера вслед за Государственной Думой одобрил законопроект «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации». Документ заранее пообещал подписать без задержки президент РФ Дмитрий Медведев. В числе ключевых положений документа – ограничение кадров дипслужбы исключительно гражданами России и дополнительные гарантии сотрудникам, работающим в сложных условиях или получившим ранения в результате терактов.
Потребность в принятии закона назрела давно. Работа над этой идеей началась еще в 1990-х. Тогда акцент делался на необходимости выделить особенности работы дипломатов, отличающих их от других госслужащих.
Если трудовая деятельность в центральном аппарате МИДа вполне сопоставима с условиями в других госучреждениях, то служба в иностранном государстве, порой со сложной общественно-политической обстановкой, должна предусматривать специфические обязанности и быть обеспечена соответствующими гарантиями.
Как отметил в беседе с «НГ» высокопоставленный дипломат, пожелавший остаться неизвестным в виду деликатности вопроса, на последней стадии одобрения документа, разрабатывавшегося годами, началась спешка. Видимо, его хотели успеть принять к прошедшему в понедельник и вторник совещанию послов, на котором о повышении привлекательности дипслужбы говорил президент Дмитрий Медведев, считает наш собеседник. Однако не вышло.
В целом во внешнеполитическом ведомстве положительно оценивают нововведения, указывая на то, что законопроект в итоге получился менее размытым, чем он представлялся в конце прошлого века. Правда, как сетуют на Смоленской-Сенной, Минфин существенно «доработал» документ, урезав бюджетные запросы подчиненных министра Сергея Лаврова.
Наглядным примером служит часть 7 статьи 14. Она гласит, что при повреждении здоровья сотрудника дипслужбы или проживающего совместно с ним члена его семьи, полученном в период работы сотрудника в загранучреждении в результате теракта или иных действий насильственного характера, сотруднику предоставляется единовременная денежная выплата от 12 до 84 окладов денежного содержания. Правда, оговаривается, что эта часть 7 вступает в силу с 1 января 2012 года. Сам закон начнет действовать по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.
Дипломаты, работающие в государствах со сложной общественно-политической обстановкой, получат надбавку к должностному окладу в размере 20%. Она будет вдвое выше в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах.
Кстати, известно, что МИД уже несколько лет добивается от министра финансов Алексея Кудрина выделения средств на Ситуационно-кризисный центр ведомства, который оперативно реагировал бы на чрезвычайные происшествия за рубежом, представляющие угрозу находящимся там российским гражданам, учреждениям, а также недвижимости.
Важно, что государство теперь будет оказывать материальную поддержку в случае гибели дипломата в период его службы в загранучреждении в случае повреждения его здоровья в результате теракта и иных действий насильственного характера. Его наследникам предоставляется единовременная денежная выплата в размере 180 окладов денежного содержания сотрудника.
Помимо благ дипломаты должны будут привыкнуть к новым ограничениям. Прежде всего они и их супруги должны быть исключительно гражданами России, и только. Статья 5 налагает на сотрудника дипслужбы запрет на выезд за пределы РФ «по частным делам без уведомления представителя нанимателя». Запрещено также «приобретать доли участия в уставном капитале иностранных юридических лиц». Наш собеседник-дипломат так прокомментировал этот пункт: «Если решил служить родине – то служи».
Между тем глава комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов отметил, что в законе «не решен вопрос по оплате проезда (дипломатов. – «НГ») во время отпусков в России и обратно, многие, особенно молодые работники наших дипмиссий за рубежом, не могут позволить себе такие расходы и оказываются оторванными от родины в течение трех-четырех лет». Сенатор выразил надежду, что после подписания закона президентом будет начата работа над соответствующими поправками и дополнениями к нему.