В ближайшее время состоится заседание политдиректоров внешнеполитических ведомств шести ведущих держав, которые занимаются урегулированием иранской ядерной проблемы. Об этом «НГ» сообщил российский дипломатический источник. Дипломаты должны дать согласованный ответ на выдвинутые Ираном условия возобновления переговоров с «шестеркой». Письмо с соответствующими требованиями Тегеран разослал в зарубежные столицы во вторник.
В МИД России «НГ» вчера не смогли подтвердить факт получения письма из Тегерана. Министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки заявил во вторник, что письма, «только что отправленные» членам СБ ООН, содержат условия возобновления Ираном диалога с «шестеркой» – Россией, США, Великобританией, Францией, КНР и ФРГ. Как сообщает ИРНА, министр обещал в ближайшее время обнародовать содержание этих посланий.
Впрочем, ряд требований уже были озвучены президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. Во-первых, Тегеран не намерен садиться за стол переговоров до 22 августа, таким образом «оштрафовав» ведущие державы за ввод против него 9 июня новых санкций. Во-вторых, Запад должен подтвердить свою приверженность выполнению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Иранцы уже неоднократно указывали на то, что ядерные державы должны обозначить конкретные сроки выполнения ими ст. VI ДНЯО, предусматривающей, что ядерные государства будут стремиться к сокращению и уничтожению своих арсеналов. Иранцы также регулярно ссылаются на положения договора, гарантирующие неотъемлемое право всех государств-участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации.
В-третьих, Тегеран требует от «шестерки» внятного ответа, намерена ли она развивать дружеские отношения или враждовать с Ираном. Также Ахмадинежад хочет, чтобы формат диалога был расширен за счет подключения к нему Турции и Бразилии. Именно эти страны подписали с иранцами в мае Тегеранскую декларацию, предполагающую обмен наработанного в Иране низкообогащенного урана на готовое топливо для Тегеранского исследовательского реактора, вырабатывающего медицинские изотопы. Ахмадинежад отметил, что готов договариваться с ведущими державами по обмену урана на основе Тегеранской декларации.
Наконец, иранцы требуют, чтобы «шестерка» четко обозначила свою позицию по вопросу ядерного оружия Израиля. Тель-Авив по-прежнему официально не признает и не отрицает, что у него есть бомба. Однако считается, что израильтяне владеют смертоносным оружием.
Российские дипломаты дают понять, что Иран требует слишком многого. Но в Москве считают, что урегулировать проблему можно только путем диалога. «Мы заинтересованы в том, чтобы возобновить механизм диалога в составе «пять плюс один» («шестерки». – «НГ») с Ираном», – сказал вчера в Каире глава МИД РФ Сергей Лавров. Об этом сообщило РИА Новости. Лавров отметил, что санкции были необходимы, чтобы послать сигнал Тегерану, что нельзя «тянуть с ответом на те законные вопросы, которые МАГАТЭ поставило перед Ираном». Вместе с тем министр сказал, что в целом Россия «не верит в санкции».
В Тегеране тем временем пытаются надавить на Москву. Как сообщило Radio Free Europe, иранское Министерство по делам разведки провело встречу с местными парламентариями и призвало к сокращению контактов с РФ. По словам иранского парламентария Хоссейна Эбрахими, законодатели поддерживают уменьшение взаимодействия и с РФ, и с КНР, за то, что те проголосовали за резолюцию СБ ООН. Тегеран недоволен и тем, что Москва заморозила поставку ему систем С-300.