Исчезнувший иранский физик Шахрам Амири якобы находится в США.
Фото с сайта presstv.ir
СБ ООН занялся вчера иранской ядерной программой. В повестке дня был проект новой резолюции, которая ужесточает санкции, действовавшие в отношении Исламской Республики до сих пор. Мировое сообщество вновь потребовало от Тегерана приостановить свою ядерную деятельность и предложило иранцам конкретные поощрения в обмен на этот шаг. Благодаря России и КНР иранцам удалось избежать «парализующих» санкций. Однако СБ ООН обещает через три месяца начать рассмотрение новых мер для принуждения Ирана к выполнению своих требований, если тот ослушается.
Корреспондент «НГ» ознакомился с проектом резолюции (документ S/2010/283) накануне голосования, которое должно было состояться вчера вечером. От Ирана требуют выполнения трех предшествующих резолюций, принятых соответственно в 2006, 2007 и 2008 годах. Они требуют приостановить все работы с ураном и тяжелой водой и сотрудничать с МАГАТЭ. Республика должна отказаться от уже начатого и планируемого строительства ядерных объектов.
Новая резолюция обязывает все государства предотвращать прямые и непрямые поставки, продажу и передачу Ирану боевых танков, бронетехники, крупнокалиберных артиллерийских систем, боевых самолетов, ударных вертолетов, боевых кораблей, ракет или ракетных систем, характеризуемых таким образом в Регистре обычных вооружений ООН. Не следует допускать поставок иранцам сопутствующих материалов и запчастей. СБ ООН также вменяет в обязанность странам не допускать предоставления Ирану или его гражданам технической подготовки, финансирования и услуг, консультаций или содействия, которые использовались бы для поставок, производства и обслуживания таких вооружений.
Кроме того, предлагается проявлять «бдительность и сдержанность» в отношении поставок иных вооружений Ирану. Отметим, что конкретного запрета на поставки Ирану российских ракетных комплексов С-300 в резолюции не значится. Некоторые российские эксперты отмечают, что Москва не поддержала бы резолюцию в случае наличия такого ограничения, предполагая, что поставки комплексов могли бы быть частью пакетной сделки с Тегераном по строительству АЭС «Бушер» и укреплению противовоздушной обороны этой станции. Напомним, что физический пуск данной АЭС должен, по словам премьера Владимира Путина, состояться в августе.
Между тем резолюция запрещает Ирану разрабатывать ракеты, способные доставлять ядерное оружие.
Важная часть документа касается ограничений на въезд и транзит через территорию других государств иранских граждан, перечисленных в соответствующих приложениях прежних трех резолюций СБ ООН по Ирану № 1737, 1747 и 1803, а также в новой резолюции. Хотя государства обязаны предпринимать все необходимые меры для недопущения проезда лиц, попавших в черный список (их около 40), оговорена возможность принятия решения по каждому конкретному случаю.
Значительно расширен (до 40) перечень подпадающих под санкции иранских компаний, которые принадлежат или контролируются Корпусом стражей исламской революции, иранской транспортной компанией IRISL или же организаций, вовлеченных в ядерную или ракетную деятельность.
Российские специалисты подчеркивают, что документ ужесточает меры контроля. Так, СБ ООН призывает страны инспектировать все грузоперевозки из Ирана в соответствии с нормами международного права, в том числе в морских и аэропортах. Основанием для проверки является наличие у государства информации, позволяющей предположить, что на борту находятся запрещенные к поставке в Иран товары. Государства наделяются правом уничтожать или выводить эту продукцию из строя.
Еще одно положение резолюции касается снабжения иранцев топливом. Правда, речь не идет о запрете поставок бензина, который в свое время рассматривала администрация президента США Барака Обамы. Такие «парализующие» санкции вряд ли нашли бы поддержку в СБ ООН. Государствам лишь запрещается осуществлять заправку топливом и пополнение припасов иранских или законтрактованных судов, опять-таки при наличии информации о возможных запрещенных товарах.
СБ ООН также призывает государства предотвратить предоставление иранцам финансовых услуг и ресурсов, а также страхования грузов, если есть подозрения, что это может быть использовано для «чувствительной» деятельности по распространению или разработки систем доставки ядерного оружия. СБ также требует от стран принятия мер для предотвращения открытия на их территории иранскими банками новых отделений, дочерних компаний и представительств. Необходимое условие для этого – наличие подозрений, что все это может пойти на пользу ракетной и ядерной программам Ирана. Аналогичные ограничения предусмотрены и для иностранных финансовых учреждений, сотрудничающих с ИРИ.
В документе выражается готовность вести диалог с Ираном по ядерному вопросу. Резолюция подтверждает, что пакет стимулов от 18 июня 2008 года в обмен на выполнение Тегераном требований резолюций СБ ООН по-прежнему на столе. Напомним, он предполагает оказание Ирану технологического и финансового содействия в развитии мирной ядерной программы, улучшение политических и нормализацию торгово-экономических отношений, сотрудничество с Тегераном в сфере региональной безопасности.
Однако, судя по заявлениям президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, положительной реакции не последует. Еще одним эпизодом в конфронтации Ирана и Запада стала история с исчезновением иранского ядерщика Шахрама Амири. Тегеран утверждает, что он был похищен американцами, а Вашингтон оспаривает это.