Наступление июня ознаменовалось заметной активностью Москвы на европейском поле. В минувшие пятницу и субботу президент Дмитрий Медведев провел десятичасовые переговоры с федеральным канцлером Ангелой Меркель. На сей раз они общались в бранденбургском Мезебурге недалеко от Берлина. До этого в начале же недели в Ростове-на-Дону прошел саммит РФ–ЕС.
Проблемы, занимавшие обе встречи, во многом совпадали. Это необходимость совершенствования безопасности на континенте, ситуация с евро, вопросы углубления партнерства Россия–ЕС, перспективы реформирования мировой финансовой архитектуры, предстоящие в конце месяца саммиты «группы восьми» и «группы 20» в Канаде, а также вечные темы Ирана, Ближнего Востока и т.д.
Хотя президент и канцлерин договорились накоротке о встрече еще во время торжеств 9 мая в Москве, визит в Мезебург все же выглядел неожиданным. Российский президент сказал о нем 3 июня, принимая верительные грамоты нового посла ФРГ в РФ Ульриха Бранденбурга. А официальный представитель правительства ФРГ Ульрих Вильгельм объявил в Берлине о встрече только 4-го: «Сегодня вечером, в 18 часов, канцлерин примет российского президента Медведева для политических переговоров в гостевой резиденции федерального правительства в Мезебурге».
Очевидно, что с учетом сложившейся сложной обстановки как в Европе, так и накануне саммитов «восьмерки» и «двадцатки» в Торонто обе стороны нуждались в новом контакте на высшем уровне. Несмотря на дипломатически позитивные оценки ростовской встречи, она явно не придала ожидаемой Москвой динамики решению назревших проблем в рамках РФ–ЕС. Итоги мезебургских переговоров выглядят внушительнее, вполне отвечая духу взаимного стратегического партнерства.
Прежде всего упомянем согласованную Медведевым и Меркель совместную инициативу в вопросах европейской безопасности и взаимодействия России с Европейским союзом. Бундесканцлерин поддержала идею российского гостя о желательности новых форм кооперации по безопасности между ЕС и Россией. По убеждению Меркель, «мы внутри ЕС вместе с Россией должны заложить основы урегулирования, гражданско-военного урегулирования вопросов». Речь идет о создании Комитета Россия–ЕС по вопросам внешней политики и безопасности на уровне глав дипломатических ведомств РФ и ЕС. Германия уже завтра внесет такое предложение в Брюсселе на рассмотрение государств ЕС. Трудно предположить, что в сообществе ему сразу светит необходимый консенсус. Но весьма значимо, что такие европейские державы, как Россия и Германия, считают необходимым обновление и совершенствование системы европейской безопасности и стремятся расширить площадки обсуждения и решения стоящих перед Европой проблем.
Примечательна и позиция Ангелы Меркель в вопросе отмены виз между Россией и ЕС, решение которого бесконечно затягивают в Брюсселе. В Мезебурге канцлерин заявила, что она «понимает заботу граждан России» и считает, что эту тему «нельзя откладывать в долгий ящик». По ее словам, настало время перейти к конкретным мерам и открыто говорить о том, какие предпосылки необходимы для отмены визового режима. Более того, она обсудит конкретные ожидания России с министром внутренних дел Томасом де Мезьером и министром иностранных дел Гидо Вестервелле, хотя и оговорилась, что решение проблемы – за всеми странами ЕС. Однако несомненно, что активная позиция Берлина в этом вопросе может оказать серьезное конструктивное влияние на сомневающихся партнеров.
Москва согласна с линией Германии и ЕС на укрепление стабильности евро, считая, как и немецкий партнер, что сегодня это одна из основных задач стабильности в Европе и мире. Совпадают представления России и Германии и о регулировании финансовых рынков, о чем пойдет речь на саммитах «восьмерки» и «двадцатки». Как известно, немецкие подходы в кризисе евро вызвали немалую критику в ЕС, а насчет мировых финансовых рынков отчасти расходятся с представлениями США. Так что российская поддержка в этих вопросах имеет значение для Меркель. Как, впрочем, и сам саммит в Мезебурге. Показательно и то, что именно в ходе этой встречи Медведев впервые объявил о достигнутом согласии по поводу санкций в отношении Ирана. «Никто не хочет санкций. В некоторых случаях о них приходится договариваться. Ситуация такова, что практически договоренность о таких санкциях существует», – сказал Медведев.
Встреча в этой германской правительственной резиденции состоялась в очень сложное для канцлерин и ее черно-желтой коалиции время. К проблемам кризиса евро, кризиса бюджета, трудностей в отношениях с Брюсселем неожиданно прибавился президентский кризис, поскольку в прошлый понедельник совершенно неожиданно подал в отставку глава государства Хорст Кёлер. Российско-германские переговоры на высшем уровне показали, что и в трудный для нее момент Ангела Меркель остается уважаемым и активным игроком на поле большой европейской и международной политики. На этой неделе канцлерин проведет в Берлине отдельные встречи с президентом Франции Николя Саркози, президентом ЕС Херманом Ван Ромпеем, а также главой Комиссии ЕС Жозе Мануэлом Баррозу.
Но сегодня главное внимание немецкой общественности привлечено к начавшемуся в воскресенье двухдневному «затворническому заседанию» федерального кабинета. Оно посвящено задаче резкого сокращения бюджетных расходов в 2011 году и ряде последующих лет. Результаты совещания будут объявлены сегодня, но немцев заведомо тревожат ожидаемые в связи с этим трудности бытия.
На этом фоне бледнеет даже президентский кризис. Федеральный канцлер Ангела Меркель остановила свой выбор в качестве кандидата на освободившийся пост главы государства на Кристиане Вульфе. Это ее заместитель в руководстве ХДС и премьер-министр земельного правительства Нижней Саксонии. Оппозиция в лице социал-демократов и «зеленых» противопоставила ему кандидатуру Йоахима Гаука, бывшего в ГДР правозащитником, а после воссоединения главой ведомства, занимающегося раскрытием агентуры Штази. Преимущественные шансы все же у Кристиана Вульфа.