Хиллари Клинтон и Роберт Гейтс плечом к плечу боролись за ратификацию СНВ.
Фото Reuters
В Комитете по международным делам Сената Конгресса США во вторник по новому ДСНВ отчитывались госсекретарь США Хиллари Клинтон, глава Пентагона Роберт Гейтс и председатель Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ) адмирал Майкл Маллен. Все они попросили сенаторов одобрить договор о сокращении стратегических наступательных вооружений с Россией.
Подготовленные заявления Клинтон, Маллена и Гейтса содержали уже не раз звучавшие в последнее время основания, почему Сенату необходимо ратифицировать Договор по СНВ, подписанный 8 апреля в Праге президентами России и США. Аргументы были следующими: документ обеспечит достаточный уровень сил ядерного сдерживания для защиты национальной территории США и их союзников.
ДСНВ допускает самостоятельное определение Вашингтоном состава своей ядерной триады, которая в соответствии с потолками нового договора будет насчитывать 420 развернутых межконтинентальных баллистических ракет, до 60 развернутых тяжелых бомбардировщиков и 14 субмарин, несущих 240 баллистических ракет.
Договор позволит американцам и России достичь небывалой прозрачности в проверке выполнения соглашения: каждой единице стратегического оружия будет присвоен уникальный идентификационный знак, что позволит отслеживать ее перемещение, стороны получат доступ непосредственно к ракетам. Гейтс подчеркнул, что ДСНВ повысит предсказуемость, а значит России и США не нужно будет «перестраховываться».
Клинтон, в свою очередь, сделала акцент на том, что переговоры по СНВ позволили достичь высокого уровня взаимопонимания между ключевыми фигурами в России и США. Похоже, не без гордости она сообщила сенаторам, как утром по телефону она согласовывала вместе с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым последние детали новой резолюции по Ирану. Госсекретарь дала понять, что благодаря усилению взаимодействия по линии СНВ США и НАТО удалось оздоровить отношения с Россией после «очень неприятных событий в Грузии» (имелся в виду конфликт августа 2008 года вокруг Южной Осетии). Особый акцент был сделан на то, что Россия и США, обладающие 90% ядерного арсенала планеты, подтвердили свое лидерство в сфере разоружения. «Я не говорю, что один этот договор убедит Иран или КНДР изменить поведение. Но он демонстрирует наше лидерство и укрепляет наши силы, в то время как мы пытаемся спросить с других правительств», – сказала она.
Клинтон указала, что США хотели бы начать переговоры по стратегическим наступательным вооружениям с Пекином. Хотя некоторых сенаторов больше интересовали последствия ратификации СНВ для Южной Азии.
Отметим, что немало вопросов сенаторов касалось увязки стратегических наступательных и стратегических оборонительных вооружений, закрепленной в преамбуле к новому договору. Маллен, Клинтон и Гейтс неоднократно подчеркивали, что США продолжат строить ПРО независимо от необязывающего, на их взгляд, языка преамбулы или одностороннего заявления России по поводу ПРО. Самым ярким стало высказывание Гейтса, заявившего, что русские «ненавидят ПРО с начала переговоров по стратегическим вооружениям в 1969 году». Причина таких возражений, по его мнению, в том, что «ни в 1970-х, ни в 1980-х, ни, возможно, сейчас она (Россия) не могла себе позволить ПРО, а мы можем». Показательно, что о возможности сотрудничества с Москвой в сфере ПРО в будущем на слушаниях упомянул лишь Маллен.
Любопытное заявление по ПРО, в свою очередь, сделала Клинтон. Она дала понять, что одной из причин изменения подхода США к противоракетной обороне в Европе и выбора в пользу более гибкого варианта системы стало российское тактическое ядерное оружие (ТЯО), которое якобы находится у границ европейских союзников США по НАТО. Госсекретарь пообещала сенаторам продолжить заниматься проблемой ТЯО. И пояснила, что хочет начать переговоры по этому вопросу с Россией после ратификации СНВ. Однако Вашингтон, судя по ее словам, отнюдь не спешит выполнять предусловие России для старта консультаций по ТЯО, а именно выводить свое тактическое ядерное оружие из Европы. Клинтон заявила, что соответствующее решение о выводе должна принять вся НАТО, кроме того, США сразу хотят заручиться соглашением Москвы на отвод своих тактических ядерных боезарядов. Гейтс по этому вопросу заявил, что США сумеют защитить европейских союзников и развернут истребители F-35, способные нести обычное и ядерное оружие.
Военное и политическое руководство США также расхваливает прописанный в договоре режим проверки и верификации. Проблема потери постоянного присутствия американских инспекторов на головном российском ракетостроительном предприятии в Воткинске, по мнению Маллена, решается за счет положения нового СНВ, обязывающего Россию уведомлять американцев о производстве нового «изделия» на этом заводе за 48 часов до того, как оно покинет цех. Гейтс параллельно гарантировал, что следить за выполнением Россией СНВ будут ЦРУ и Управление директора национальной разведки. Они, по его словам, были вовлечены в процесс подготовки документа.
Выступавшие на слушаниях сенаторы в целом выступали за ратификацию ДСНВ. Однако многие республиканцы продолжают сохранять критический подход. В частности, влиятельный сенатор Ричард Лугар заявил, что ратификация договора станет возможна лишь в случае, если администрация Обамы докажет убедительный характер верификационного механизма. Кроме того, Лугар призвал к модернизации американского ядерного арсенала.