Испанцы требуют выяснения судьбы своих близких и родственников, погибших или пропавших без вести в годы гражданской войны и репрессивного режима.
Фото Reuters
В субботу и воскресенье в крупных городах Испании прошли массовые демонстрации в поддержку известного испанского судьи Бальтасара Гарсона, пытающегося поставить вопрос об ответственности режима Франко за преступления против гражданского населения страны. Состоялись и контрдемонстрации крайне правых, которые, наоборот, призывают жителей страны гордиться генералом Франко. Спор грозит вылиться в обострение отношений между ведущими политпартиями.
Антифранкистские демонстрации с участием десятков тысяч людей прошли в Мадриде, Барселоне, Валенсии, всего почти в 30 городах, а также за рубежом, в странах со значительным числом выходцев из Испании. В столице страны люди собрались на улице Гран Виа с портретами своих родных, а также известных деятелей культуры, пропавших без вести в годы репрессий. Сторонники Франко из так называемой Испанской фаланги, числом около 300 человек, провели митинг у здания Верховного суда, а затем по-солдатски промаршировали по главной улице, выкрикивая лозунги.
Поводом для выступлений стало дело судьи-расследователя Бальтасара Гарсона (его служебная ответственность – проведение следствия, а не ведение процесса). Юрист, ставший всемирно известным после выдвинутых им обвинений против бывшего чилийского диктатора Аугусто Пиночета и международного террориста бен Ладена, в последние годы активно добивался раскрытия тайн «придорожных» захоронений тысяч людей в период гражданской войны и режима Франко. Действия судьи пользуются широкой поддержкой со стороны общественности, но судебные власти пока не откликнулись на его требования. Главное препятствие – принятый в 1977 году закон об амнистии, снявший ответственность за политически мотивированные убийства с обеих сторон в гражданской войне. Этот закон стал, как считают в испанских политических кругах, исходным пунктом проводившегося с того времени процесса демократизации в стране.
Именно ссылки на закон об амнистии стали помехой для рассмотрения выдвинутых Гарсоном еще в 2008 году обвинений в отношении Франко и 34 бывших генералов и министров франкистского режима. Ныне в адрес Гарсона выдвинуто встречное обвинение: он, мол, превысил свои служебные полномочия, занявшись закрытой законом темой. Это обвинение поддержал рассматривающий дело член Верховного суда Лусиано Варела. Связанная с профашистской Испанской фалангой малоизвестная организация Manos Limpias («Чистые руки») также обвиняет Гарсона в коррупции (он якобы прошел юридическую стажировку, оплаченную крупным банком) и в организации прослушивания разговоров подследственных с адвокатами. По первому, самому громкому обвинению Гарсону грозит пожизненное отлучение от профессии. Сам Гарсон ответил на эти обвинения требованием отстранить от этого дела судью Варелу, так как он фактически сотрудничает с авторами иска и даже помог им придать этому документу нужный вид.
Общественность Испании откликнулась на судебное дело решительным протестом. Петицию в поддержку судьи Гарсона уже подписали свыше 200 тыс. В их числе целый ряд видных политиков, деятелей культуры и искусства, включая кинорежиссера Педро Альмодовара и актера Хавьера Бардема. Бывший премьер-министр Испании Фелипе Гонсалес назвал ведущееся судом дело Гарсона «несправедливым и необъяснимым».
Дело Гарсона разрастается по двум направлениям. Прежде всего массовые выступления в поддержку судьи Гарсона сопровождаются все более настойчивыми требованиями критической оценки режима генерала Франко и отмены закона об амнистии. Во-вторых, налицо обострение отношений между ведущими политическими партиями страны. Представители находящейся в оппозиции консервативной Народной партии осуждают правящую Социалистическую партию за поддержку Гарсона. Социалисты отвечают на это критикой Народной партии, которая, как они считают, стоит за обвинениями в адрес всемирно известного юриста.
Мадрид–Москва