Греки митингуют с антиправительственными лозунгами.
Фото Reuters
Проблема задолженности Греции оказалась в центре внимания министров финансов стран и управляющих центральными банками «Группы 20», собравшихся в Вашингтоне в конце недели. «Двадцатка» призвала европейские правительства и МВФ срочно договориться об условиях предоставления кредитов Афинам. Тем временем в Элладе усиливается социальная напряженность. А наблюдатели говорят о политических последствиях греческого кризиса для Евросоюза. Греция станет первой страной еврозоны, обратившейся за помощью к МВФ.
Правительство Греции обратилось в минувшую пятницу за финансовой помощью к ЕС и МВФ на фоне ухудшающегося экономического положения, снижения рейтингов страны международными агентствами и роста стоимости обслуживания внешнего долга страны.
Ранее страны еврозоны обещали Греции до 30 млрд. евро в первый год кредитования, и еще около 15 млрд. готов предоставить Международный валютный фонд (МВФ). Проценты по этим кредитам будут ниже текущих рыночных – около 5% годовых, напоминает РИА Новости.
События принимают драматический поворот, провоцируя эмоциональные заявления политиков. «Из-за нашего бюджетного дефицита ЕС и МВФ поставили нас под надзор. Это не просто надзор, а форма опекунства, если сказать просто и откровенно. Это очень неприятно», – сказал премьер Греции Георгиос Папандреу. Он заявил, что сам был бы готов подписаться под плакатом «Вон, Еврокомиссия!». «Просто они не уйдут, если кидать камни, не уйдут насильно. Они уйдут, когда мы сами наведем порядок в нашей экономике, поставим на ноги общество», – сказал Папандреу.
По оценкам экспертов, чтобы встать на ноги, Греции могут потребоваться годы. Нынешние льготные кредиты, переговоры о которых ведет сейчас министр финансов Греции Георгиос Папаконстантину, должны дать Афинам лишь передышку. И эта помощь от МВФ и стран еврозоны нужна срочно: 19 мая греки должны выплатить своим кредиторам на внешних рынках 8,5 млрд. евро. Папаконстантину заявил, что ожидает поступления первых перечислений от МВФ к 19 мая.
Как отмечает Financial Times, переговоры Афин с Еврокомиссией, ЕЦБ и МВФ должны завершиться к 6 мая, однако по-прежнему не ясно, как будут предоставляться льготные займы. Так, крупнейшим кредитором Афин в рамках еврозоны должна стать Германия. Но правящая в ФРГ коалиция ХДС/ХСС и СвДП во главе с бундесканцлерин Ангелой Меркель опасается гнева немецких налогоплательщиков, не желающих спасать «расточительных» греков. Поскольку 9 мая в земле Северный Рейн–Вестфалия пройдут выборы, немецкие политики уже намекают, что первый транш грекам, вероятно, поступит по линии МВФ, а не партнеров по еврозоне.
Европейские наблюдатели тем временем отмечают, что сейчас наступил решающий момент для всего Евросоюза, который стремится повысить свое политическое влияние на международной арене, ведь претензия объединения на мировое лидерство основывается во многом на успешной экономической интеграции его стран-членов. А именно она поставлена под вопрос греческим кризисом. Еще более насущная проблема – как этот кризис отразится на евро и перспективах оздоровления европейской экономики.
По словам члена совета ЕЦБ Акселя Вебера, которого цитирует Observer, несмотря на то что происходит с Элладой, «проблемы для евро нет». Он назвал разговоры о выходе Греции из еврозоны «фантазией». Греция не может даже временно покинуть валютный союз, поскольку это слишком негативно отразилось бы на доверии к евро.
Следовательно, поскольку правительство Папандреу не может пойти на девальвацию единой европейской валюты, ему придется продолжить урезать зарплаты, что продлит рецессию. Страна, возможно, будет вынуждена в течение нескольких лет серьезно экономить на госрасходах, чтобы расплатиться по долгам, провести реформы пенсионного обеспечения и здравоохранения, либерализацию рынка труда. А это грозит ростом напряженности внутри страны. Лидеры профсоюзов готовы выводить людей на улицы в случае дальнейшего сокращения зарплат и пенсий.
Между тем Россия не планирует участвовать в оказании помощи Греции на двусторонней основе. Это подтвердил в Вашингтоне министр финансов Алексей Кудрин. «Мы будем участвовать в обсуждении этого вопроса на совете директоров Международного валютного фонда в лице нашего исполнительного директора», – сказал министр.