Морские разбойники, орудующие у побережья Сомали, вновь активизировались. В среду они потребовали заплатить многомиллионный выкуп за нефтяной супертанкер из Южной Кореи, пообещав взорвать судно. Военные призывают, чтобы на борту коммерческих судов были охранники. А российские юристы настаивают на принятии международного антипиратского свода правил и создании специальных судебных органов.
Международное морское бюро зафиксировало снижение числа нападений сомалийских пиратов – 35 случаев в первом квартале 2010 года. За тот же период прошлого года в районе Аденского залива произошли 102 атаки. Однако морские разбойники значительно расширили географию своей деятельности, поставив в этом месяце новый рекорд: таиландские корабли были захвачены за 1,2 тыс. морских миль от побережья Сомали. Последнюю успешную вылазку четверо сомалийцев, вооруженных Калашниковыми и гранатометом, осуществили на днях против либерийского сухогруза Daisy. Кроме того, пираты действуют все более вызывающе. Так, в среду они пригрозили взорвать удерживаемый ими супертанкер в случае, если южнокорейский эсминец или другие военные корабли попытаются отбить его силой. За мирное освобождение судна с 2 млн. баррелей нефти на борту захватчики требуют 20 млн. долл.
«Район огромный, и у нас нет достаточных ресурсов, чтобы охватить весь Индийский океан», – заявил командующий ВМС США в Европе и Африке адмирал Марк Фитцжеральд. По его мнению, для обеспечения безопасности на борту коммерческих судов должны быть вооруженные охранники. Такая практика уже применяется на крупных кораблях, и она доказала свою эффективность, утверждает адмирал. Необходимо перекрыть финансирование пиратам, разобраться с тем, где они берут суда, топливо и др., считает он. Также следует урегулировать правовые вопросы, возникающие после задержания пиратов. Как раз к концу этой недели в США должны быть доставлены не менее пяти подозреваемых пиратов. Еще 20 разбойников, находящиеся на американских кораблях у побережья Сомали, также должны быть через какое-то время отправлены в США, чтобы предстать перед судом. Однако, как это признал Фитцжеральд, сейчас сложно найти страну, которая бы согласилась стать местом для суда и отбывания наказания пиратов.
Перспективы правового преследования морских разбойников могут проясниться в ближайшие месяцы, после того как генсек ООН Пан Ги Мун даст ответ на российскую инициативу, в сущности, предложенную президентом Дмитрием Медведевым. В интервью «НГ» президент Ассоциации международного морского права Анатолий Колодкин заявил, что Москва предложила Пан Ги Муну на рассмотрение три варианта: создать международный уголовный трибунал по пиратам, учредить региональный суд в районе Африканского Рога либо открыть при национальном суде какой-либо страны, предположим, Кении, специальную палату в составе юристов из Кении и других заинтересованных стран.
Собеседник «НГ» предположил, что также придется разработать международный свод правил для привлечения пиратов к уголовной ответственности, чтобы не возникали коллизии из-за различий в законодательствах США, РФ, Кении, Эфиопии и других стран.
Свое решение с финансовым обоснованием генсек ООН должен объявить через три месяца. «Я считаю, что лучше всего было бы учредить резолюцией СБ ООН Международный уголовный трибунал по борьбе с пиратами. Вся борьба должна вестись на основе международного гуманитарного права – никакого вешания на реях, отрубания голов», – отметил наш собеседник. Пираты остаются «врагами рода человеческого», однако и в отношении них необходимо применять должную судебную процедуру с адвокатом, переводчиком, соответствующим помещением и т.д.
«Это не значит, что для сомалийских пиратов надо создавать комфортные условия пребывания в западноевропейских или российских тюрьмах. Пусть пираты знают, что им придется сидеть в Кении, или Джибути, или на Сейшельских островах. Этого будет достаточно, чтобы их напугать. А сам суд мог бы находиться в Кении», – резюмировал Анатолий Колодкин.