Инвестиционный банк Goldman Sachs, один из ведущих на Уолл-стрит, обвинен в мошенничестве с ценными бумагами в предкризисный период. Дело может разрастись и привести к крупным денежным санкциям не только против Goldman Sachs, но и его собратьев по бизнесу. К тому же оно подкрепляет юридическое обоснование предложений Белого дома по реформе финансовой отрасли США, ставших предметом споров в Конгрессе. На Уолл-стрит паника – курс акций ведущих банков упал.
Goldman Sachs в последние месяцы прогремел на весь мир за то, что помогал копать долговую яму, в которую угодила Греция. Оказывается, этот банк не только предоставил прошлому правительству этой страны крупный заем, но и помог замаскировать его под сложную транзакцию с использованием сложных производных финансовых инструментов – деривативов. Благодаря этому трюку контрольные органы Евросоюза не смогли вовремя обнаружить, что Греция вышла за пределы приемлемых в ЕС норм внешнего заимствования, и груз долгов этой страны продолжал нарастать, пока страна не оказалась на грани дефолта.
Ныне в США выявлены свидетельства еще одной хитроумной схемы использования банком сложных финансовых инструментов, которая оценена как мошенническая. Его раскрыла Комиссия по ценным бумагам и биржам, являющаяся ведущим органом контроля за финансовым рынком США. Инвестиционный банк Goldman Sachs произвел выпуск облигаций, привязанных к ненадежным ипотечным закладным – так называемых пакетированных долговых обязательств. Затем он фактически сыграл на понижение стоимости этого выпуска в сговоре с крупным хедж-фондом Paulson and Company.
В итоге обвинение в мошенничестве выдвинуто как против банка, так и против его вице-президента Фабриса Туре, отвечающего за названный вид операций. К владельцу хедж-фонда миллиардеру Джону Полсону пока претензий нет. По оценкам экспертов, инвесторы, вложившие деньги в долговые обязательства, потеряли на этом 1 млрд. долл., а Полсон его «нашел». Комиссия по ценным бумагам и биржам выявила конфликт интересов между направлениями деятельности банка и прямое мошенничество. Соответствующие документы переданы в судебные органы.
Уолл-стрит прореагировала на случившееся крайним испугом, хотя сам банк Goldman Sachs категорически отрицает какие-либо злонамеренные действия и тем более – нарушение закона. И дело тут не в опасности крупного штрафа. По оценкам экспертов, Goldman Sachs как один из богатейших банков Уолл-стрит может без проблем возместить пропавший 1 млрд. долл. Но иски могут разрастись. Недаром адвокаты целого ряда крупных покупателей облигаций уже проявили интерес к материалам обвинения, выдвинутого Комиссией по ценным бумагам и биржам. И вряд ли тяжбы сведутся к случаю с одним выпуском облигаций или проблемам одного инвестиционного банка.
По мнению профессора Колумбийского университета Джона Кофи, гражданский иск Комиссии по ценным бумагам и биржам может легко перерасти в уголовное дело. Но главным наказанием для банка станут даже не штрафные санкции, а потеря репутации. Ведь не так уж трудно растерять клиентуру, которую банк создавал на протяжении длительного времени.
Помимо Goldman Sachs выпуски облигаций производили все инвестиционные банки Уолл-стрит, так как это одно из ведущих направлений их деятельности. Получается, что колокол пробил не только по Goldman Sachs, но и по ним.
Уже в пятницу акции Goldman Sachs упали почти на 13%, сократив его общую капитализацию на 12 млрд. долл. Снижение биржевого курса коснулось и других инвестиционных банков.
Новый скандал на Уолл-стрит произошел в момент, когда американский Конгресс рассматривает предложения администрации США по реформе американской финансовой системы. Задуманная ею перестройка финансовой системы предусматривает как усиление контрольных функций государства за деятельностью банков, так и ограничения использования последними сложных финансовых инструментов, и более жесткие рамки деятельности хедж-фондов. Иначе говоря, дело Goldman Sachs становится наглядной иллюстрацией к предложениям Белого дома Конгрессу.