В понедельник голландские морпехи спасли немецкое судно MS Taipan.
Фото Reuters
Россия предложила Совету Безопасности ООН учредить судебный орган для уголовного преследования пиратов, пойманных у берегов Сомали, либо как-то иначе решить вопрос юрисдикции по таким делам. Об этом заявил во вторник постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин, комментируя внесение российской делегацией в Совет Безопасности проекта новой резолюции по борьбе с пиратством.
Тема пиратства у Африканского Рога в России поднималась на высшем уровне. Так, в июле прошлого года президент Дмитрий Медведев заявил, что необходимо создать отдельный международный суд, который будет заниматься проблемой морских пиратов. Медведев отмечал тогда, что решить проблему можно несколькими путями. Например, флибустьеров можно отдавать местным властям. Но, по мнению президента, «результат будет нулевым». Второй вариант – передавать разбойников пострадавшим государствам. Однако ряд стран вряд ли захочет видеть этих лиц на своей территории. Правильным решением российский лидер называл создание отдельного суда для пиратов. «Может быть международный суд или действующий на временных началах, это было бы правильно и по существу», – отмечал президент.
За прошедшее время проблема пиратства еще больше обострилась. Так, буквально на днях пираты захватили крупный танкер водоизмещением 300 тыс. тон, перевозивший нефти на 170 млн. долл. Перед этим произошло несколько нападений на сухогрузы. На борьбу с пиратством направлены крупные морские силы ряда стран и международных организаций, включая ЕС и НАТО. Им нередко удается освободить суда и их экипажи, однако задержанных пиратов некому передать для проведения расследования и суда.
Как заявил на днях агентству Reuters командующий антипиратской операцией ВМС Евросоюза контр-адмирал Питер Хадсон, его подчиненные были вынуждены отпустить захваченных пиратов, так как их никто не принимал. Известно, что власти соседней с Сомали Кении, принимавшей в судопроизводство дела пиратов, ныне склоняются к тому, чтобы отказаться от этого «хлопотного» дела.
Не решается и вопрос о создании специального суда. В частности, идея создания специального международного трибунала вызвала противоречивые оценки. В частности, выдвигались возражения, связанные с высокой стоимостью создания такой судебной инстанции.
На сведения о намерении Кении отказаться от «приема» подозреваемых в пиратстве ссылался постпред РФ при ООН Виталий Чуркин, когда объяснял журналистам в Нью-Йорке мотивы выдвижения Россией проекта резолюции Совета Безопасности. Он заявил, что планы кенийцев «вызывают сожаление» По словам Чуркина, Российская Федерация предлагает СБ запросить доклад генерального секретаря ООН относительно различных вариантов учреждения антипиратского судебного органа, который содержал бы конкретные предложения по данному вопросу.
При этом российский дипломат ответил, что варианты решения этой проблемы могут быть разными. «Мы высоко ценим вклад (Контактной) группы в международные антипиратские усилия. По нашим наблюдениям, в рабочей группе по правовым вопросам складывается понимание того, что наиболее реалистичным вариантом было бы, возможно, создание специальной палаты для преследования пиратов при национальном суде одного из государств региона», – сказал Чуркин.