На этой неделе президенты России и США должны скрепить подписями новый Договор по стратегическим наступательным вооружениям (ДСНВ) в Праге. Он предполагает сокращение ядерных арсеналов обеих стран. Чем готовы пожертвовать США, чтобы уложиться в лимиты ДСНВ, должно проясниться в ближайшие дни, когда появится Обзор ядерной политики США. Пока специалисты предполагают, что американцы постараются сохранить максимально возможное число МБР наземного и морского базирования.
Сейчас ядерную триаду США составляют 450 межконтинентальных баллистических ракет (МБР) наземного базирования, 336 баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ). А также 44 бомбардировщика В-52 и 16 бомбардировщиков В-2, то есть 60 самолетов, способных нести ядерное оружие.
В итоге, по подсчетам американской Air Force Times, США обладают 846 пусковыми установками. А новый ДСНВ разрешает максимум 800 пусковых установок, причем не более 700 могут быть развернуты.
По словам Тома Коллина, директора по исследованиям американской Ассоциации контроля над вооружениями, Соединенные Штаты могут в свете этих лимитов теперь больше полагаться на МБР и БРПЛ, поскольку они лучше защищены и более оперативны. Их Вашингтон попытается сохранить в максимальном количестве. «Договор заставляет нас принять решение, на чем монтировать наши боеголовки. В проигрыше, вероятно, останутся бомбардировщики. Мы можем в итоге перейти к 20 и менее бомбардировщикам», – думает эксперт.
Впрочем, как уже отмечала «НГ», даже небольшое число тяжелых бомбардировщиков способно нести существенное количество ядерных боезарядов, поскольку по правилам нового ДСНВ каждый бомбардировщик считается за один стратегический боезаряд. Самолет В-52 может нести 14 крылатых ракет, четыре ядерные бомбы свободного падения В61-7 и две ядерные бомбы свободного падения В83. Тем временем полная загрузка
В-2 составит 16 ядерных боеголовок. Американские специалисты предлагают следующие варианты состава флота тяжелых бомбардировщиков США: 16 самолетов В-2 и четыре В-52 (итого 330 боеголовок) или 20 самолетов В-52, способных нести 400 ядерных боезарядов.
Как отмечает представитель Федерации американских ученых Ханс Кристенсен, тяжелым бомбардировщикам уже отведена ограниченная роль в ежедневном обеспечении ядерного сдерживания. Они, по сути, являются резервным компонентом. Ведь МБР и БРПЛ способны поражать цели на другом конце планеты чуть больше чем за полчаса после старта. А бомбардировщики еще предстоит загрузить ядерными бомбами и крылатыми ракетами, затем им потребуется несколько часов, чтобы добраться до цели.
Такие аргументы льют воду на мельницу жителей американских районов, благосостояние которых зависит от сохранения существующих МБР шахтного базирования. Речь идет о населенных пунктах в Монтане, Северной Дакоте и Вайоминге, где расположены базы ВВС США Malmstrom, Minot и F.E.Warren соответственно.
Как отмечает АР, судьба этих баз, которые отвечают за 450 МБР, в связи с новым ДСНВ пока неясна, но местные политики и бизнесмены уже готовы защищать их от сокращений. Ведь военные объекты – это рабочие места не только для тех местных жителей, которые работают на них, но и для малых предприятий, обслуживающих военных, да и для города в целом, которому база платит налоги. «Я бы сохранил Malmstrom в полном объеме, несмотря ни на что, – заявляет Майкл Уинтерс, мэр городка Грэйт Фоллс в Монтане. – Вся наша местная экономика так или иначе зависит от этой базы ВВС». Политикам помогают местные бизнесмены. На протяжении последнего года они лоббировали в Конгрессе США планы сохранения шахт МБР в полном объеме, указывая на то, что они относительно недороги в обслуживании и более надежно защищены.
Сенатор-демократ от Монтаны Макс Бокес, кстати, утверждает, что готов проголосовать за ратификацию ДСНВ. Его аргументы, казалось бы, просты: сокращение ядерного оружия – это замечательно, а МБР, подобные тем, что развернуты на базе Malmstrom, скорее всего не подвергнутся глубоким сокращениям, поскольку они экономичны в обслуживании, а впоследствии могут быть переоборудованы под ракеты с обычными боеголовками. «Я не вижу перемен в структуре американских сил в обозримом будущем», – сказал сенатор.
Напомним, что администрация Обамы планировала внести ДСНВ на ратификацию в Сенат Конгресса США до конца апреля. Для одобрения документу требуется поддержка двух третей сенаторов, которая с учетом резко негативного отношения республиканцев ко всем инициативам демократов до сих пор считалась негарантированной. Однако сейчас сторонники разоружения в США выражают оптимизм. Так, Том Коллин считает: «Договор будет ратифицирован с хорошим перевесом. Это скромный документ, который очень похож на договоры по сокращению вооружений, согласованные республиканскими президентами Рональдом Рейганом и Джорджем Бушем-младшим». Кристенсен согласен: «Сенат, вероятно, ратифицирует его. Этот договор сохраняет структуру американских сил и совершенствует проверку российских сил».