Американская администрация объявила, что к концу апреля направит текст нового российско-американского Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) на ратификацию в Сенат Конгресса США. В Вашингтоне предполагают, что Сенат выразит свое согласие с документом до конца года. В Москве рассчитывают на ратификацию договора параллельно с американской стороной.
Уточнения о сроках передачи договора в Сенат дала в понедельник заместитель государственного секретаря США Эллен Таушер. По ее словам, российская и американская делегации продолжают совместную работу в Женеве над деталями соглашения. Его основное содержание, как ранее сообщалось, уже одобрено президентами России и США, которые назначили дату подписания – 8 апреля - и место – Прага, столица Чешской Республики.
Как сообщила Таушер, США и Россия готовят «односторонние заявления», которые будут приложены каждой стороной к тексту договора. Они, так же как и заявления самих законодательных органов, не будут влиять на сам договор, но могут быть полезны при решении вопросов, находящихся вне его рамок.
В качестве примера такой практики Таушер назвала одностороннее заявление советской стороны к Договору СНВ 1991 года о возможности выхода Москвы из договора, если американская программа противоракетной обороны нарушит стратегическую стабильность. В ответ США приложили собственное заявление, в котором говорится, что позиция Москвы не имеет правового основания.
По сообщению Washington Post, Таушер заявила, что новый договор не повлияет на план создания Вашингтоном системы противоракетной обороны, способной защитить Европу и США от иранских ракет. План, рассчитанный на реализацию в течение 10-летнего периода, предусматривает размещение ракет-перехватчиков на Средиземном море в 2011 году, в Румынии – в 2015 году и в Польше – в 2018 году, а также радаров в других местах.
Какова постановка вопроса о ратификации документа с российской стороны? Отвечая на этот вопрос «НГ», глава комитета по международным делам Государственной Думы Константин Косачев сказал, что после подписания договора предусмотрены определенные «внутренние процедуры», по итогам которых президент РФ Дмитрий Медведев представит документ на ратификацию в Госдуму. «Но можно считать, что мы приступим к работе сразу после подписания договора, – отметил российский парламентарий. – Мы уже наметили, кто что будет делать».
Что касается сроков завершения ратификации, то, по словам Косачева, все будет зависеть от синхронности действий сторон. Об этом договорились президенты, и обе стороны будут придерживаться этого принципа. При этом следует ожидать проведения соответствующих консультаций между законодательными органами РФ и США.