Айяд Алауи готов стать новым общенациональным лидером.
Фото Reuters
После подсчета примерно 80% голосов, поданных на парламентских выборах в Ираке, светский либерально-патриотический блок «Аль-Иракия» во главе с экс-премьером Айядом Алауи опережает шиитскую коалицию «Государство закона», лидером которой является нынешний глава правительства Нури аль-Малики. Однако разрыв между основными соперниками весьма незначительный – около 9 тыс. голосов. На этом фоне представители блока аль-Малики заявили о подтасовках и потребовали пересчета голосов на более чем 50 тыс. участков.
Высокопоставленный представитель коалиции «Государство закона» заявил вчера, что блок располагает информацией о подтасовке результатов голосования в пользу одной из партий. «В избирательной комиссии осуществлялись манипуляции с голосами в пользу определенного партийного списка. «Государство закона» требует повторить подсчет голосов, чтобы убедиться в отсутствии махинаций», – сказал Али аль-Адиб, кандидат в депутаты из шиитской провинции Кербелла. По данным СМИ, у блока аль-Малики есть претензии к действиям должностного лица, отвечающего за ввод данных в систему подсчета голосов.
Как ожидается, окончательные результаты будут объявлены 18 марта, а после этого избирком рассмотрит поступившие жалобы. Высшая избирательная комиссия уже получила более 2 тыс. жалоб на различные нарушения в ходе голосования, в основном от оппозиционных партий.
Наблюдатели отмечают, что жалоба аль-Адиба последовала за обнародованием последних данных подсчета голосов, которые не в пользу аль-Малики. Всего несколькими днями ранее сам премьер, выступая по телевидению, назвал случаи подтасовок очень незначительными.
«Государство закона» лидирует в Багдаде, в Басре, которая считается одной из крупнейших провинций, а также еще в пяти шиитских провинциях юга и центра страны. Вместе с тем практически во всех суннитских провинциях блок аль-Малики не вошел даже в тройку лидеров.
«Аль-Иракия», напротив, побеждает в суннитских провинциях, в том числе во второй по величине провинции – Ниневия. При этом в шести шиитских провинциях она сумела закрепиться в тройке лидеров.
Как ожидается, по итогам выборов третье место по стране и примерно 67 мандатов достанется Иракскому патриотическому альянсу, в который вошли шиитские религиозные партии, включая движение радикального имама Муктады ас-Садра. Две ведущие партии Курдистана, объединившиеся в блок «Курдистания», скорее всего смогут претендовать на 38 мест.
В интервью «НГ» профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ Елена Мелкумян отметила, что, даже если окончательные результаты будут в пользу Алауи, его отрыв от соперников будет небольшим и все равно придется создавать правительство в коалиции с другими партиями. Она подчеркнула, что выборы в Ираке проходят под пристальным контролем со стороны не только американцев, но и европейцев, а также различных международных структур. И если результаты выборов нельзя будет оспорить, то аль-Малики придется уйти в случае поражения.
Касаясь причин популярности блока «Аль-Иракия», Мелкумян указала на то, что правление аль-Малики нельзя назвать очень успешным. «У очень многих иракцев есть причины для недовольства. Экономика страны остается в очень трудном положении. Не все возможное было сделано в сфере безопасности. Однако главное заключается в другом: аль-Малики воспринимается не как общенациональный лидер, а скорее как представитель шиитского большинства».
«Блок Алауи, напротив, позиционирует себя как общенациональный, не связанный с какими-то религиозными или этническими группами. Это отвечает чаяниям иракцев, особенно образованной прослойки. Большинство из них устали от бесконечного противостояния между суннитами и шиитами. Алауи дает им надежду на перемены в стране», – пояснила Мелкумян.
Собеседница «НГ» скептически отнеслась к слухам о том, что Алауи является ставленником США и агентом ЦРУ: «Если бы его прошлые связи с американцами имели значение для избирателей, то за него не голосовали бы». Вместе с тем профессор предположила, что Алауи действительно является более предпочтительной фигурой для США. «Вашингтон хотел бы видеть Ирак единым государством, с общей идентичностью, а не разделенным по конфессиональному или этническому признаку», – считает эксперт.