Завтра офис высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон должен ознакомить представителей стран – членов Евросоюза с проектом структуры дипломатической службы сообщества. Окончательно ее могут утвердить в апреле. В Службе по иностранным делам предположительно будет девять высших постов. На них претендуют французы, немцы, а также поляки. Одним из первых испытаний для новой структуры станет саммит Россия–ЕС в Ростове-на-Дону через 2,5 месяца.
Напомним, что Служба по иностранным делам (ЕАS) создается в соответствии с Лиссабонским договором о реформе Евросоюза. Предполагается, что этот орган, руководить которым в ближайшие пять лет поручено британке Кэтрин Эштон, усилит внешнеполитическое влияние ЕС.
На формируемое ведомство возложат выполнение политических, дипломатических функций, курирование вопросов, связанных с миротворческими операциями ЕС. В ее состав также войдут сотрудники так называемого еэсовского ЦРУ.
По данным интернет-издания EUObserver, офис Эштон представит проект структуры службы европейским дипломатам. В ЕАS, по мнению баронессы Эштон, должно быть девять высших постов, которые займут политические назначенцы. Сама Эштон в основном будет заниматься «челночной дипломатией», как и ее предшественник на посту высокого представителя Хавьер Солана. Генеральному секретарю службы поручат курировать ее повседневную деятельность, а два его заместителя будут лишены административных функций. Им предстоит заменять Эштон на внутренних мероприятиях и второстепенных внешнеполитических встречах. За пост генсека развернулась борьба. В числе фаворитов, по словам европейских дипломатов, два француза и немец. Это посол Франции в Вашингтоне Пьер Вимон и генсек МИД Франции Пьер Селлаль, а также старший помощник бундесканцлерин ФРГ Ангелы Меркель Кристоф Озген.
Генсеку будут подчиняться шесть генеральных директоров. Он также будет контролировать деятельность военного штаба ЕС, планирующего заграничные военные операции, ситуационного центра обмена и анализа информации SitCen или, как его называют, «еэсовского ЦРУ»; отделов внутренней безопасности и внутреннего аудита, а также департамента взаимодействия с другими институтами ЕС.
В свою очередь, генеральные директора возглавят шесть директоратов. Первый директорат будет отвечать за бюджетные и кадровые вопросы, второй – за «глобальные темы» – изменение климата, права человека и продвижение демократии, третий – за взаимодействие с международными организациями и структурами, такими как ООН и «двадцатка». Остальные три директората поделят обязанности по географическому признаку. Так, четвертый директорат, как это видится Эштон, будет курировать сотрудничество со странами-соседями, в том числе Россией, кандидатами на вступление в ЕС, Центральной Азией и Ближним Востоком. В ведении пятого будут «промышленно развитые» страны, а шестого – развивающиеся.
По словам европейского дипломатического источника «НГ», кто бы ни занял пост руководителя директората, отвечающего за Россию, – немец, поляк или кто-то еще, это вряд ли повлияет на развитие отношений с Москвой. Взаимодействие с РФ – это вопрос большого политического значения, и решения тут будут приниматься уже на уровне Эштон и руководства стран – членов ЕС, а гендиректор будет лишь следовать полученным указаниям, сказал наш собеседник. По его мнению, о том, изменятся ли с появлением Службы по иностранным делам отношения РФ–ЕС, можно будет говорить не раньше саммита, который пройдет в Ростове-на-Дону 31 мая – 1 июня. «Эта встреча РФ–ЕС станет первой серьезной проверкой для новой дипломатической службы», – предположил дипломат. Ведь до сих пор до конца неясно, как на практике распределятся полномочия между структурой Эштон и Еврокомиссией, а также какую роль во внешней политике попытаются играть Европарламент и страна – председатель ЕС.
В интервью «НГ» директор европейских программ Центра исследований постиндустриального общества Екатерина Кузнецова предположила, что Эштон с учетом предоставленных ей полномочий могла бы попытаться взять определение политики в отношении России в свои руки и убедить в правильности своего курса европейские столицы. Она напомнила, что вопросы внешней политики по-прежнему требуют единогласного одобрения всеми странами – членами сообщества. «Такая ситуация сохранится до тех пор, пока в Лиссабонский договор не будут внесены поправки, разрешающие принимать решения не единогласно, а квалифицированным большинством», – резюмировала собеседница «НГ».