Медведев позвонил Обаме и ободрил американцев.
Фото ИТАР-ТАСС, Reuters
18–19 марта в Москве будет находиться госсекретарь США Хиллари Клинтон. Ее визит, хотя и был достаточно давно запланирован, состоится после важного телефонного разговора президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы. Кремль сигнализировал, что уже можно говорить о конкретных датах представления проекта нового Договора по стратегическим наступательным вооружениям (ДСНВ) для подписания главами государств. Вашингтон более осторожен в оценках.
Сообщение о телефонном разговоре президентов России и США появилось на сайте Кремля в субботу вечером. «Главы государств по установившейся уже традиции провели регулярный обмен мнениями о ситуации на завершающем этапе подготовки нового Договора по стратегическим наступательным вооружениям», – говорится в пресс-релизе. С обеих сторон «было выражено удовлетворение высоким уровнем согласованности основных положений проекта договора». Однако самой значимой фразой, которую тут же подхватили мировые информагентства, была следующая: «Подчеркнуто, что сейчас уже может идти речь о конкретных датах представления проекта ДСНВ для подписания главами государств».
Это заявление представляется тем более важным в свете недавней критики в адрес Медведева, прозвучавшей из Вашингтона. Как уже сообщала «НГ», американцы считают, что российский лидер притормозил процесс успешного завершения переговоров в феврале, подняв в беседе с Обамой новые вопросы, потребовавшие согласования. Российские специалисты предполагали, что Москва таким образом решила показать Вашингтону свое политическое недовольство в связи с односторонними планами США развернуть средства ПРО в Болгарии и Румынии.
Судя по информации New York Times, которая ссылается на неназванного чиновника администрации президента Обамы, вопрос американской противоракетной обороны в Европе окончательно не закрыт: стороны «движутся к пониманию по этой проблеме». Американская сторона по-прежнему отказывается зафиксировать в ДСНВ ограничения по ПРО.
Издание отмечает, что стороны работают над включением в преамбулу договора текста, в котором бы учитывалась российская заинтересованность в увязке стратегических наступательных и оборонительных вооружений. Однако из определения преамбулы следует, что она «содержит «нормы-цели» и «нормы-принципы», которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут учитываться правоприменителем при толковании других норм акта».
Российские специалисты все же предполагают, что Москве по силам убедить американцев в необходимости не делать односторонних шагов в сфере ПРО. Так, в договоре должно быть зафиксировано, что каждая из сторон может выйти из него с уведомлением другой стороны за определенный срок в случае, если сочтет, что возникла чрезвычайная угроза ее безопасности, не совместимая с выполнением договора. Кроме того, как отметил в беседе с «НГ» директор Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов, Россия при ратификации нового договора сможет сделать одностороннее заявление, что одним из таких обстоятельств Москва может считать развертывание американской ПРО, которая поставит под угрозу российские силы ядерного сдерживания. «Это будет предупреждение американцам, что они должны быть осторожны», – сказал эксперт.
Тем временем в Вашингтоне признают, что необходимо еще работать над техническими вопросами, связанными с мониторингом и верификацией. «Мы не готовы объявить о победе. Но мы считаем, что это был хороший шаг вперед», – заявил американский чиновник по поводу беседы двух президентов. Пресс-секретарь Белого дома Майк Хаммер назвал результаты беседы, которая продолжалась полчаса и состоялась по инициативе российского лидера, «ободряющими».
Из кремлевского сообщения следует, что Медведев и Обама условились дать дополнительные указания делегациям на переговорах в Женеве и обсудили планы двусторонних контактов на ближайшую перспективу. Оба лидера, похоже, настроены на то, чтобы успеть подписать ДСНВ к саммиту по ядерной безопасности в Вашингтоне, до которого осталось меньше месяца. И Медведев, и Обама намерены в нем участвовать.
Тема нового договора, как это уже официально подтверждено в Москве и Вашингтоне, будет подниматься и в ходе визита в российскую столицу 18 и 19 марта Хиллари Клинтон. Она встретится с министром иностранных дел Сергеем Лавровым и, по информации американских СМИ, с президентом Медведевым.