Кэтрин Эштон поставила во главу угла защиту европейских интересов.
Фото Reuters
Европейско-американские отношения снова подвергаются испытанию на прочность. Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон написала письмо госсекретарю США Хиллари Клинтон, в котором выразила глубокую озабоченность в связи с возможным принятием американского закона, вводящего санкции против компаний, поставляющих Ирану бензин.
Кэтрин Эштон в минувшую среду изложила европарламентариям свою программу на пять лет. Отметим: баронесса не вправе излагать от имени ЕС собственные взгляды. Ее задача – представлять общую позицию 27 стран сообщества. Эштон настроена поднять внешнюю политику блока на новый уровень и открыто заявляет, что в случае, если европейцы не объединят свои усилия во внешнеполитической сфере, их обойдут Китай и Индия. «Экономики КНР, Индии и других стран прибавляют по 10% в год. Экономический вес трансформируется в политическое влияние и самоуверенность... Это ощущается во всех областях – от переговоров по изменению климата и Ирану до крупных энергетических сделок в Африке и Центральной Азии», – утверждает британка. По ее словам, если европейцы объединятся, они смогут отстоять свои интересы. «В противном случае решения за нас будут принимать другие», – резюмировала Эштон.
В последнее время баронесса, которую сами европейцы нередко критикуют за отсутствие опыта в дипломатии и небольшой политический вес, демонстрирует завидную активность. Сообщалось, что она просит выделить ей служебный самолет. 19 марта она уже во второй раз в этом году должна прибыть в Москву – на заседание ближневосточного «квартета». А вчера Washington Post сообщила о письме, которое Эштон адресовала Клинтон 26 февраля. В нем глава европейской дипломатии выразила «глубокую озабоченность Евросоюза» в связи с двумя законопроектами, принятыми по отдельности Палатой представителей и Сенатом. Билли предусматривают наказание для компаний, поставляющих Ирану очищенный бензин, а также страхующих и осуществляющих грузоперевозки для Исламской Республики. В письме Эштон отметила, что законопроекты «предусматривают экстерриториальное применение законодательства США, что противоречило бы соглашению ЕС и США от 1998 года». Согласно этому документу, подобные санкции не действуют в отношении ЕС в свете того, что Евросоюз обязался сотрудничать с США в противодействии угрозе Ирана международному сообществу.
Рузбех Парси, эксперт Института исследований безопасности (Париж), в интервью «НГ» подчеркнул, что проблема применения американского законодательства за пределами США уже не раз возникала в европейско-американских отношениях. Недавний пример: закон о санкциях в отношении Ливии, который вступил в силу в конце 1990-х. Этот документ предусматривал, что в США пострадают интересы компаний, которые продолжат вести дела с Ливией. Эксперт подчеркнул: «Вне зависимости от страны, против которой США намерены ввести санкции, если к ним больше никто не присоединится, у американцев будут возникать сложности с применением этого закона, кроме того, будут страдать и американские компании. Таким образом, реакция ЕС естественна». По мнению Парси, санкции в отношении Ирана будут эффективными только в случае, если их утвердит СБ ООН, и они будут обязательны для применения всеми.
В свою очередь, завотделом разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО РАН Александр Пикаев отметил, что последствия применения подобного закона для европейского бизнеса таковы, что ЕС просто не мог не отреагировать. Например, для Греции Иран – важнейший поставщик энергоресурсов. «Кроме того, ЕС недоволен тем, что американцы принимают односторонние решения. Вопрос о санкциях против Ирана обсуждается в рамках «шестерки», где наряду с Россией, США и Китаем представлены три европейских государства и сам ЕС в лице Эштон. Весьма вероятно, что принятие американского закона может в значительной степени подорвать шансы утверждения резолюции СБ ООН против Ирана», – считает эксперт. По мнению Пикаева, европейцы рассчитывают, что президент США Барак Обама наложит вето на этот законопроект. Наверное, на это и нацелен демарш Эштон.