Первая батарея американских комплексов Patriot появится в апреле на военной базе в окрестностях города Моронг, в 100 километрах от Калининградской области. Эксперты «НГ» полагают, что пока этот шаг Вашингтона не создает угрозы национальной безопасности России, но он может быть частью «ползучего процесса» выстраивания европейской ПРО, которую хотят выстроить без участия Москвы. Между тем в США разгорелся скандал вокруг нового логотипа Агентства противоракетной обороны страны.
Президент Польши Лех Качиньский в пятницу ратифицировал польско-американский договор SOFA, регламентирующий статус войск США, которые будут размещены на польской территории. В соответствии с договором в Польше создается временная база американских войск, которая после 2012 года станет постоянной, сообщило вчера РИА Новости. На базе будут размещены американские ракеты ПВО Patriot, а позже ракеты SM-3 («Стандарт»), которые могут применяться для уничтожения баллистических ракет потенциального противника. «Вместе с ракетами на базе в Моронге появится и первая группа американских солдат», – отметил пресс-секретарь Министерства национальной обороны Польши Януш Сеймей. Как сообщают польские СМИ, необходимое оборудование будет установлено в Моронге с 10 по 15 апреля.
«НГ» обратилась к ведущим российским специалистам с просьбой прокомментировать последствия этого шага Вашингтона и Варшавы для национальной безопасности РФ. Как подчеркнул член-корреспондент РАН, директор Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов, комплексы Patriot это сугубо системы противовоздушной обороны. Россия на Польшу нападать не собирается. Кроме того, мы строим совместную систему ПВО с Белоруссией, куда войдут комплексы С-300 и С-400, и мы не считаем, что соседним странам следовало бы опасаться этой оборонительной системы. Что касается размещения через 8–10 лет в Польше более мощных систем, которые в перспективе могли бы перехватывать российские межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), то пока, по словам Алексея Арбатова, это планы. У Москвы и Вашингтона уже есть договоренность зафиксировать взаимосвязь стратегических наступательных и оборонительных вооружений в преамбуле нового Договора о СНВ. Кроме того, мы могли бы попытаться убедить американцев в необходимости учета наших озабоченностей в свете заинтересованности США в сотрудничестве с нашей страной в области создания совместной системы противоракетной обороны. По словам Арбатова, России необходимо внимательно отслеживать ситуацию и активно вести переговоры с американцами.
В свою очередь, замдиректора Института США и Канады РАН Павел Золотарев считает, что ЗРК Patriot, как и другие противоракеты, которые могут быть установлены в странах Восточной Европы, сами по себе не могут представлять угрозы безопасности России. Эксперт в то же время предположил, что мы становимся свидетелями «ползучего процесса» создания европейской ПРО в рамках оборонительных границ НАТО, которая строится по лекалам США без России. Москве предлагают присоединиться к системе на условиях Вашингтона. ПРО НАТО в отличие от европейской противоракетной обороны с полноценным участием России углубила бы разделительные линии в Европе.
Золотарев полагает, что у России, США и Европы есть 10 лет, чтобы реализовать декларации о сотрудничестве в сфере ПРО на ТВД. В противном случае Москва столкнется с гораздо большими рисками, чем 10 стратегических противоракет, которые Джордж Буш хотел развернуть в Польше (Обама приостановил, но не отменил реализацию этого проекта в прошлом году). К 2020 году комплексы «Стандарт», возможно, смогут перехватывать МБР и в перспективе могут стать частью системы многоэшелонной системы ПРО США. «Тогда России не останется иного выбора, кроме как поставить стратегическое ядерное оружие Ирану, с тем чтобы помочь американцам оправдать развертывание такой системы в Европе», – мрачно пошутил наш собеседник.
Генерал-майор Золотарев предположил, что определенные круги, прежде всего в США, пытаются сделать процесс создания ПРО без России в Европе необратимым до того момента, когда Москва и Вашингтон приступят к предметным переговорам по теме противоракетной обороны. Эти переговоры, как предполагается, должны стартовать после подписания нового Договора о СНВ.
Москва тем временем вновь подтвердила готовность договариваться с Вашингтоном. В конце минувшей недели министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что создан специальный российско-американский механизм, в рамках которого должна проводиться работа по совместной оценке рисков ракетного распространения. Он напомнил об обещании США развивать системы обороны от ракет меньшей и средней дальности с таким расчетом, чтобы никоим образом не создавать угроз для России. Это президент США Барак Обама подтвердил на днях в телефонном разговоре с президентом Дмитрием Медведевым. «Однако тот план, который сейчас вырисовывается, все-таки предполагает где-то к концу нынешнего десятилетия, 2018–2019 годам, возможность для США, для их системы ПРО обрести глобальный стратегический охват... если на каком-то этапе это будет действительно глобальная стратегическая система ПРО, то тогда опять могут возникнуть риски для России», – сказал Лавров.
Критика Москвы в адрес Вашингтона, который заявляет о готовности совместно анализировать ракетные угрозы и одновременно договаривается о развертывании своих систем в Польше, Румынии и Болгарии, представляется оправданной. В то же время наблюдатели отмечают, что администрация Обамы оказалась в непростом положении: повестка президента в области безопасности наталкивается на серьезные препятствия внутри страны. Так, в минувший уик-энд стало известно, что Пентагон вновь отсрочил представление Конгрессу США новой ядерной доктрины страны. Как сообщает ИТАР-ТАСС, отсрочка вызвана несовпадением взглядов между военными и Белым домом. «Белый дом хотел бы увидеть какие-то более смелые решения, чем предлагает Пентагон», – указали источники в администрации президента США.
Порой возникают анекдотические ситуации. На днях Агентство противоракетной обороны США обрело новый логотип, вызвавший неоднозначную реакцию. Фрэнк Гэффни, президент вашингтонского Центра политики безопасности, заявил: «Неужели такое возможно? Новый обамовский логотип Агентства противоракетной обороны включает полумесяц?» Политику Обамы в сфере ПРО и СНВ «перед лицом быстро растущих угроз от северокорейских, российских, китайских и иных баллистических ракет» он называет «предательской». «Инициативы команды Обамы, препятствующие созданию системы ПРО, похоже, вписываются во все более очевидную и вызывающую озабоченность модель официального американского подчинения исламу», – заключает Гэффни.