Бойко Борисов готов принять ПРО в Болгарии.
Фото Reuters
Глава МИД России Сергей Лавров вчера потребовал от Вашингтона объяснений в связи с планами США разместить элементы своей противоракетной обороны в Болгарии. София заявила о готовности сотрудничать в сфере ПРО с США 12 февраля. Как и в случае с аналогичным признанием готовности принять противоракеты США, прозвучавшим ранее в этом месяце из Румынии, Москва довольно нервно реагирует на происходящее. Постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин предположил, что «ничем хорошим для Европы это не закончится».
В своем микроблоге Twitter Дмитрий Рогозин эмоционально прокомментировал заявление премьер-министра Болгарии Бойко Борисова о том, что Вашингтон проведет переговоры с Софией о размещении на ее территории элементов новой системы ПРО. «И Болгария тоже. Чувствую, что ничем хорошим для Европы это не закончится┘ Болгары – братья, но в политическом смысле бывают неразборчивы. В обеих мировых войнах воевали против нас, но потом быстро сориентировались. Может, и сейчас сориентируются правильно и быстро? Нельзя же три раза подряд, да на одни и те же грабли!» – пишет постпред России при НАТО.
Борисов так разъяснил в пятницу нынешний ориентир Софии: «По моему мнению, надо проявить солидарность. Когда твоя страна является членом НАТО, необходимо работать над совместной безопасностью». При этом он отметил, что окончательное решение по этому вопросу будет зависеть от позиции парламента страны и Евросоюза. «Это решение не будет приниматься мной единолично. Мы ждем ответа от Еврокомиссии и от болгарского парламента», – заявил болгарский премьер, которого цитирует РИА Новости. Однако позиция главы правительства вполне очевидна – он готов разместить ПРО в своей стране.
Болгарское агентство Focus со ссылкой на источники в Минобороны страны сообщило, что государство может принять на своей территории либо зенитные ракетные комплексы MIM-104 Patriot, либо «противоракеты «Стандарт» (SM-3) для поражения баллистических ракет средней и большой дальности».
Впрочем, официального подтверждения, что именно эти системы могут быть развернуты в стране, пока не поступало ни от Софии, ни от Вашингтона. Новый посол США в Болгарии Джеймс Уорлик публично признал, что Болгария способна сыграть определенную роль в ПРО, а какую – будет определяться интересами болгарского правительства. По словам Уорлика, дискуссии Вашингтона с Софией, так же как и с другими столицами в регионе, сейчас «на самой ранней стадии». На данном этапе американцы намерены на техническом и политическом уровнях обсудить возможные варианты сотрудничества.
Новая система ПРО, как разъясняют в Вашингтоне, будет состоять из улучшенных противоракет морского и наземного базирования, а также ряда сенсоров, развернутых в Европе в соответствии с оценками ракетной угрозы, которая исходит от Ирана и с Ближнего Востока. Уорлик вновь подчеркнул, что ПРО в Европе не направлена против России.
Однако, как и в случае с недавним заявлением президента Румынии Траяна Бэсеску о готовности его страны принять у себя американские противоракеты, Москва снова, похоже, узнала о планах американцев, влияющих на российскую безопасность, вместе с остальным миром, а не по двусторонним дипломатическим каналам.
Вчера глава МИД России Сергей Лавров признал: «Мы только вчера получили заявление премьер-министра (Болгарии)». «Мы поинтересовались уже у наших американских партнеров в Вашингтоне через нашего посла, как это все можно понимать и почему вслед за румынским «сюрпризом» сейчас – болгарский «сюрприз», – сказал Лавров. Министр подчеркнул, что Москва не раз напоминала об имеющихся договоренностях президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы о проведении совместной работы по анализу рисков и угроз ракетного распространения. «Эта работа уже началась, прошел первый раунд консультаций, запланирован еще один», – сказал министр, не уточнив, когда именно пройдет этот раунд.
По его словам, России дают понять, что это не более чем реализация того модифицированного плана ПРО в Европе, который объявил Обама 17 сентября 2009 года, приостановив развертывание третьего позиционного района (ТПР ПРО). ТПР ПРО предполагал размещение 10 противоракет GBI шахтного базирования в Польше и мощной РЛС в Чехии. В свое время российские специалисты утверждали, что польский и чешский объекты были направлены не на противодействие иранской ракетной угрозе, а на сдерживание российского ядерного потенциала.
Сейчас, как заявил в интервью «НГ» бывший начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин, американские военные «обоснованно» выбрали позицию для развертывания элементов ПРО, если они собираются сбивать ракеты, стартующие из Ирана. Эти компоненты по своим характеристикам должны быть такими, чтобы, с одной стороны, перехватывать иранские ракеты, а с другой стороны, не обладать возможностями для девальвации потенциала ядерного сдерживания России. «Если США соблюдут эти условия, на которых настаивает российское руководство, когда речь заходит о взаимодействии в сфере ПРО, то опасности для России я не вижу», – сказал генерал-полковник. Однако если американцы решат развернуть не «Патриоты» или «Стандарты», которые пока не способны угрожать российским МБР, а другие комплексы, то Москве не следует с этим соглашаться, резюмировал эксперт.