Свежий опрос Washington Post/ABC News, опубликованный вчера, вряд ли обрадует Демократическую партию США, сохраняющую пока большинство в обеих палатах Конгресса. Республиканцы значительно сократили отставание от демократов, которым избиратели все меньше доверяют, когда речь заходит о решении ключевых проблем – борьбе с безработицей, обуздании бюджетного дефицита, оздоровлении экономики. Обама вынужден предпринимать неординарные шаги, чтобы восстановить доверие избирателей.
Опрос Washington Post свидетельствует, что избиратели обеспокоены и разочарованы. Более 70% американцев недовольны деятельностью Конгресса. Большинство хотели бы, чтобы в результате ноябрьских промежуточных выборов, когда будет переизбираться полностью Палата представителей и одна треть сенаторов, кресла на Капитолийском холме поменяли своих владельцев. Ситуация напоминает ту, что складывалась в 1994 и 2006 годах, когда власть в Конгрессе переходила от одной партии к другой. Еще осенью прошлого года 51% респондентов намеревались поддержать на выборах в Палату представителей кандидатов-демократов, 39% – республиканцев. Сейчас симпатии избирателей разделились поровну – по 46%.
Хотя рейтинг одобрения деятельности Обамы остается стабильным на уровне 51%, для него уже прозвучали несколько тревожных звонков. Известно, что Обама выиграл президентские выборы 2008 года прежде всего потому, что в период разгоравшегося финансового кризиса сумел убедить электорат в своей способности исправить экономическую ситуацию и улучшить систему здравоохранения. В действенность экономических рецептов Обамы преобладающее большинство американцев верило и полгода назад. Сейчас отрыв между политическими оппонентами стал минимальным. Растеряли кредит доверия и законодатели-демократы.
Любопытно, что борьба с терроризмом – зло, которому, как считали американцы до сих пор, лучше противостояли бы республиканцы, сейчас оказалась единственной сферой, где Обама набрал очки в глазах избирателей: его деятельность на данном направлении одобряют 56%.
Несмотря на то что популярность демократов падает, пока аналитики не рискуют прогнозировать, что республиканцам в ноябре наверняка удастся завоевать дополнительные 40 мандатов и вернуть контроль над Палатой представителей. Однако потеря демократами 25–30 кресел вполне реальна. Неприятный сюрприз способны преподнести независимые избиратели, более половины которых склоняются к тому, чтобы поддержать кандидатов в конгрессмены от республиканцев.
У Обамы еще есть время, чтобы попытаться исправить ситуацию или по крайней мере минимизировать ноябрьские потери. Главным фактором, который может сыграть как за, так и против него и его однопартийцев, остается экономика. Уровень безработицы – 9,7% – еще слишком высок, чтобы избиратели поверили в утверждения правительства, что рецессия кончилась и экономика снова набирает обороты. Пока большинство американцев говорят, что не почувствовали на себе начала экономического оздоровления.
Президент, очевидно, понимает сложность ситуации. Во вторник он неожиданно лично появился на брифинге, который проводил пресс-секретарь Белого дома, и долго отвечал на вопросы журналистов, прежде всего разъясняя свою позицию по проблеме занятости, бюджетным расходам, реформе здравоохранения. Обама публично демонстрирует стремление решать вопросы сообща с республиканцами, пытаясь уменьшить поляризацию избирателей по партийному признаку. Преуспеет ли он в этом – вопрос открытый.