Сергей Иванов и Андерс Фог Расмуссен имели возможность для острой дискуссии.
Фото Reuters
Заявление президента Румынии Траяна Бэсеску, что его страна готова развернуть на своей территории элементы противоракетной обороны США, вызвало негативную реакцию Москвы. Теперь не только стало сложнее вести переговоры по сокращению стратегических наступательных вооружений, но и более туманно выглядят перспективы сотрудничества России и США в деле создания потенциальной совместной ПРО. Проект способен осложнить нормализацию российско-американских отношений.
На заявление о готовности Румынии разместить на своей территории противоракетные объекты США отреагировал экс-президент Молдавии, лидер партии коммунистов (ПКРМ) Владимир Воронин. «Лакейское заискивание нынешних властей Молдовы с Румынией, решившей разместить на своей территории американские силы ПРО, означает, что нейтральная Молдова оказывается уже не в комфортных условиях интеграционной открытости, ее намеренно превращают в прифронтовую зону, провоцируя Россию к соответствующей реакции в Приднестровье», – заявил Воронин, которого процитировало вчера РИА Новости. Воронин считает, что для укрепления безопасности в регионе и для возможного решения приднестровского вопроса последствия подобного шага Молдавии окажутся «разрушительными».
Эмоциональность высказываний Воронина в принципе объяснима. Малые и средние страны на этот раз снова оказываются объектами в чужой игре с непредсказуемыми последствиями. Впрочем, по мнению российских специалистов, вряд ли приднестровский вопрос играл серьезную роль при принятии решения в США. Американцы скорее всего просто решили, что Румыния является наиболее подходящим районом для развертывания данного компонента ПРО.
Напомним: президент Румынии Траян Бэсеску заявил в минувший четверг, что Бухарест «разместит наземные ракеты-перехватчики средней дальности, которые будут находиться в состоянии боеготовности к 2015 году». «Эта оборонительная система не направлена против России», – подчеркнул Бэсеску. Румынский лидер указал, что ракеты являются частью принципа «неделимости безопасности» стран – членов НАТО и «защищают целостность Румынии». Государственный департамент США уже подтвердил, что у американской ПРО помимо наземных элементов в Румынии будет и морской компонент в Черном море.
Бывший начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин в интервью «НГ» заявил, что в настоящий момент планируемое размещение элементов системы тактической ПРО США, а именно – комплексов «Стандарт» на территории Румынии, не представляло бы угрозу ракетно-ядерному потенциалу России. Наши подлодки, несущие баллистические ракеты, в Черном море не развернуты, а ближайшая наземная база ракет стратегического назначения расположена под Саратовом. Несмотря на то что пока неизвестна точная модификация комплекса «Стандарт», которую намерены развернуть американцы в Румынии, эти системы предназначены для перехвата ракет средней и меньшей дальности. Радиус действия «Стандартов» на данный момент не превышает 300 км, а в перспективе составит 500, максимум – тысячу километров. Вместе с тем базирование в Черном море американских кораблей, оснащенных комплексами ПРО, подрывает региональную стабильность. «Хотя говорить о возникновении угрозы для России, адекватной угрозе размещения американских стратегических противоракет в Польше, нельзя», – подчеркнул генерал-полковник. Напомним, что план развертывания третьего позиционного района ПРО США, разработанный администрацией президента США Джорджа Буша, предполагал размещение 10 противоракет GBI шахтного базирования в Польше и мощной РЛС в Чехии. Эти стратегические оборонительные вооружения, по утверждениям российских специалистов, были направлены на противодействие российским силам ядерного сдерживания.
Корабли c системой «Иджис» зайдут в Черное море. Фото Reuters |
Президент Барак Обама 17 сентября 2009 года в преддверии визита президента Дмитрия Медведева в США заявил, что развертывание противоракет в Польше и РЛС в Чехии откладывается. «Мы будем создавать более высокотехнологичную систему ПРО», – сказал тогда Обама. А глава Пентагона Роберт Гейтс пояснил: «Новый подход к архитектуре ПРО в Европе предусматривает размещение там радаров и ракет-перехватчиков.
У нас сейчас есть возможность развернуть новые радары и перехватчики в Северной и Южной Европе». Тогда голоса скептиков, сомневавшихся в том, что этот «отказ» Обамы от ПРО в Европе диктовался миролюбием нового лидера США, утонули в восторженных комментариях СМИ, восхвалявших пацифистский настрой Обамы.
В интервью «НГ» проректор МГИМО профессор Алексей Богатуров сравнил эту ситуацию с выводом американских ракет из Турции в 1960-х годах в ходе карибского кризиса. Американцы тогда на самом деле просто отказались от этого класса ракет, оснастив ими свои подлодки.
Эксперт также указал на совпадение во времени заявления из Бухареста и подписания президентом Медведевым новой Военной доктрины РФ, где в числе важнейших внешних угроз указывается расширение НАТО и развертывание ПРО. По мнению Богатурова, нанесен сильный удар надеждам на то, что при Обаме РФ и США начнут серьезный диалог по ПРО.
Заявление президента Румынии не должно было стать большой неожиданностью для Москвы, внимательно отслеживающей попытки американцев создать региональную ПРО. В сентябре прошлого года российские эксперты знали, что эта региональная ПРО предусматривает развертывание комплексов Patriot в Израиле (что уже осуществлено), а также в Турции. Тогда же в Москве не исключали, что новый противоракетный комплекс THAAD развернут в Болгарии и Румынии, а морским компонентом региональной системы будут корабли, оснащенные системой «Иджис».
Однако обоснованным выглядит требование Москвы к Вашингтону дать «исчерпывающие объяснения» по вопросам России о развертывании ПРО США в Европе. Москва разочарована, что Вашингтон, как это уже было при Буше, договаривается о развертывании ПРО в Европе без консультаций с Россией. Это четко дал понять постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин. «Мы исходим из того, что у нас с администрацией Обамы есть договоренность, это договоренность двух президентов, которая уже начала выполняться, о том, чтобы в качестве первого шага провести совместный анализ угроз и рисков ракетного распространения», – сказал, в свою очередь, глава МИДа Сергей Лавров.
Очевидно, что закулисные договоренности Вашингтона с Бухарестом вызывают озабоченность в Москве и не способствуют укреплению доверия между Россией и США.
Вероятно, в этом контексте эмоциональной реакции Москвы следует рассматривать заявление вице-премьера Сергея Иванова в субботу в Мюнхене. По его словам, «невозможно всерьез говорить о снижении ядерного потенциала, когда государство, обладающее ядерным оружием, разрабатывает и размещает системы защиты от средств доставки ядерных зарядов, которые есть у других государств».«У нас есть озабоченности на этот счет, – заявил вице-премьер, в прошлом министр обороны РФ. – Не ясно, о какой инфраструктуре идет речь и о каких объектах. Абсолютно непонятно, что за наземная инфраструктура. Если это как в Чехии, то замена будет шило на мыло».
Между тем российские эксперты считают нецелесообразным ставить под сомнение завершение переговоров по новому российско-американскому Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). В документе по СНВ, по словам Виктора Есина, уже удалось найти развязку по ПРО: там зафиксирована взаимосвязь стратегических наступательных и стратегических оборонительных вооружений. Что касается систем «Стандарт», то по своим тактико-техническим характеристикам пока они не способны угрожать российским межконтинентальным баллистическим ракетам, да и вряд ли будут представлять угрозу для них в те 10 лет, на которые рассчитан Договор по СНВ.
Как бы то ни было, Москва дает понять американцам, что не намерена сидеть сложа руки. Лавров в пятницу напомнил Вашингтону, что режим Черного моря регулируется конвенцией Монтрё 1936 года. Для военных кораблей нечерноморских держав введены ограничения по классу (проходят лишь мелкие надводные корабли) и по тоннажу. А статья 18 конвенции гласит, что вне зависимости от цели пребывания в Черном море военных кораблей нечерноморских держав они могут находиться там не больше 21 дня.