Главная мечта Берлускони – увидеть Израиль в составе ЕС.
Фото Reuters
Сегодня завершается визит премьера Италии Сильвио Берлускони в Израиль. Наиболее яркое заявление Берлускони сделал по прибытии в Святую землю в понедельник. Он приложит все усилия, чтобы Израиль вошел в ЕС. Эксперты «НГ» полагают, что итальянец таким образом добивается мира на Ближнем Востоке.
Берлускони сопровождают семь министров. Представительность делегации призвана подчеркнуть значимость отношений с Тель-Авивом. «Мы рассматриваем Израиль как одну из европейских стран. Ты, Биньямин, знаешь, я ведь говорил тебе это несколько лет назад и повторил в Черноббио у озера Комо: пока я могу определять политику, самой большой моей мечтой будет включить Израиль в состав Европейского союза», – заявил итальянский лидер в понедельник.
Израильский премьер Биньямин Нетаньяху не стал противоречить гостю. Напротив, когда Берлускони сказал о том, что «иудейско-христианская культура является основой европейской культуры», хозяин саммита признался, что вряд ли сможет припомнить много других народов, которые внесли бы больший вклад в западную цивилизацию, чем евреи и итальянцы.
Интернет-издание EUObserver отмечает, что, согласно опросу Konrad Adenauer Stiftung, проведенному в апреле прошлого года, 75% израильских евреев и 40% израильтян-арабов хотели бы видеть свою страну в составе ЕС. Официальный Тель-Авив желания вступить в блок до сих пор не заявлял. Причин этого, вероятно, немало – как внутренних (народ, так долго добивавшийся своего суверенитета, вряд ли с легкостью захотел бы уступить часть полномочий Брюсселю), так и внешних – неясно, готовы ли страны–члены ЕС впустить Израиль в общий европейский дом.
В интервью «НГ» директор по исследованиям брюссельского Центра европейской политики Антонио Миссироли заявил: «Берлускони таким образом вероятно хотел польстить Израилю. Возглавляемое Берлускони правительство является самым произраильски настроенным за всю послевоенную историю Италии». Израиль уже активно взаимодействует с ЕС, партнеры установили привилегированные торговые отношения, Израиль также вносит свою лепту в исследовательский бюджет ЕС. В начале 2009 года в повестке дня Евросоюза и Израиля было соглашение о дальнейшем углублении сотрудничества по торговой линии, подключение Израиля к ряду региональных форумов, а также его участие в европейской спутниковой навигационной системе «Галилео», отметил эксперт. Однако из-за военной операции Тель-Авива в секторе Газа договоренности оказались замороженными. Таковыми они остаются до сих пор. Миссироли сказал, что планы углубления взаимодействия не отменены, хотя, когда они реализуются, пока не ясно.
Помимо конъюнктурных моментов специалисты задаются вопросом: мог бы Израиль удовлетворять критериям, предъявляемым к кандидатам в Евросоюз? Договор гласит, что любое европейское государство может вступить в союз при условии, что оно соответствует предъявляемым требованиям. «В случае с Израилем возникает вопрос, является ли он европейским государством в плане географии. Ответ может быть спорным. Турция с точки зрения географии рассматривается как европейское государство, поскольку по крайней мере часть ее – тот же Стамбул – находится на европейском континенте. Зато многие израильтяне, как известно, европейского происхождения. Кроме того, в ЕС была принята Республика Кипр, а Израиль расположен недалеко от Кипра», – рассуждает собеседник «НГ». При этом доминирующее мнение все-таки заключается в том, что с точки зрения географии Израиль – не европейская страна. И это могло бы стать препятствием.
Наконец, одним из критериев для принятия в ЕС, как и в случае с присоединением к НАТО, остается требование, чтобы страна-кандидат поддерживала мирные отношения с соседями. Израиль пока этим похвастаться не может. «Возможно, Берлускони имел в виду, что было бы здорово, если Израиль поддерживал бы такие отношения с соседями, что можно было даже говорить о перспективах членства в ЕС. Может быть, Берлускони так выразил свое пожелание добиваться мира на Ближнем Востоке», – заключает Миссироли.
Интересно, что в экономическом плане эксперты считают Израиль вполне подходящей кандидатурой на вступление в ЕС – это демократия, рыночная экономика, которой было бы, наверное, легче влиться в единый европейский рынок, чем, например, Турции, уже полвека стучащейся в европейский дом.
Как раз в конце минувшей недели тема турецкого членства в Евросоюзе стала поводом для гневной отповеди премьера Турции Реджепа Тайипа Эрдогана противнику принятия Анкары в ЕС президенту Франции Николя Саркози. В минувшую субботу Эрдоган заявил: «Они пытаются загнать Турцию в угол с помощью условий, которых не существует в своде европейских законов. А это неправильно... Непросто понять, что делает Саркози. Но что бы там ни делалось, какие бы препятствия они ни воздвигали у нас на пути, мы продолжим терпеливо двигаться вперед», – сказал турецкий лидер.