Россия и Ливия подписали контракты на поставку российского вооружения на сумму 1,3 млрд. евро. По мнению экспертов «НГ», теперь российский многоцелевой истребитель Су-35 становится фаворитом в борьбе за обновление ливийского парка боевой авиации. Контракт поможет российским оборонщикам пережить кризисные времена.
«Ливия готова закупить у России порядка 20 боевых самолетов, не менее двух дивизионов зенитных ракетных систем С-300ПМУ2 «Фаворит», несколько десятков танков Т-90С, а также модернизировать более 140 танков Т-72, другое вооружение», – заявил по прибытии в Россию на минувшей неделе секретарь Временного главного комитета обороны Ливии Абу Бакр Юнес Джабер. Об этом сообщило ВВС. В пятницу гостя из Джамахирии принял премьер Владимир Путин. Сделка стоимостью 1,3 млрд. евро (1,8 млрд. долл.) на поставку стрелкового и иного вооружения была заключена в ходе этих переговоров.
Как отметил в интервью «НГ» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, контракты, о которых заявил Путин, крайне важны для российского оборонно-промышленного комплекса. Дело не только в существенной сумме нынешней сделки с Ливией. «Москве удалось поставить ногу в приоткрытую дверь для новых контрактов с Триполи», – сказал эксперт.
По мнению нашего собеседника, в Ливии основная борьба между иностранными производителями вооружений разворачивается сейчас за обновление парка боевых самолетов, который безнадежно устарел. Главными конкурентами выступают российский Су-35, истребитель «Еврофайтер» производства европейского концерна EADS и французский «Рафаль». «Пока российский премьер не объявил о контрактах на 1,3 миллиарда евро, складывалось впечатление, что фаворитом для ливийцев является «Еврофайтер», – отметил Руслан Пухов. Эту машину продвигают итальянцы и немцы, которые имеют традиционно сильные позиции в Ливии. Кроме того, данный истребитель ливийцам навязывают и англичане, которые ранее обеспечили продажу этих самолетов Саудовской Аравии.
Поскольку подписание крупных контрактов сближает заказчика и поставщика, специалист полагает, что российский многоцелевой истребитель Су-35 теперь вырывается вперед в борьбе за то, чтобы стать хозяином неба Джамахирии. Эксперт не исключил, что уже в ближайшее время с Триполи может быть заключен контракт на поставку минимум 12, максимум 24 самолетов Су-35.
Между тем в ноябре прошлого года РИА Новости сообщало, что Ливия планирует закупить у России истребители «Су» и самолеты Ил-76. Об этом агентству заявил директор по особым поручениям ФГУП «Рособоронэкспорт», глава делегации предприятия на выставке «Дубай Аэрошоу-2009» Михаил Завалий. «Ливия ведет переговоры о приобретении истребителей марки «Су» и военно-транспортных самолетов Ил-76, в настоящее время переговоры касаются технического облика предлагаемых для поставки в Ливию машин», – сказал Завалий. Российские специалисты считают, что оборонщики избежат претензий к поставкам, как это было с Алжиром.
Безусловно, уже подписанный в минувшую пятницу контракт окажет серьезное содействие российскому оборонному комплексу. Напомним, что премьер-министр Путин обнародовал информацию о сделках на 1,3 млрд. евро в ходе рабочей встречи с главой «Ижмаша» Владимиром Гродецким, который назвал контракт «очень нужным», ведь он «как минимум на два года загрузит одно из наших предприятий». По словам Гродецкого, «объем гособоронзаказа по обычным вооружениям, к сожалению, ниже, чем в прошлые годы». «Кризис оказал влияние на предприятие», – отметил он, пояснив, что «некоторые контракты сейчас приостановлены».
Конкретное содержание российско-ливийской сделки неизвестно. Путин лишь отметил: «Всего подписали контрактов на сумму 1 миллиард 300 миллионов евро. Это не только стрелковое вооружение».
Руслан Пухов предположил, что контракт, в частности, включает запуск построенного, но так и не введенного в строй в Ливии завода по лицензионному производству автоматов Калашникова. С высокой долей вероятности также можно предположить, что Триполи намерен приобрести танки. А это – важное подспорье для российского «Уралвагонзавода» – одного из крупнейших военно-промышленных комплексов мира, который переживает нелегкие времена после сокращения вследствие кризиса заказов от РЖД, и рассчитывает на повышение экспортной выручки.