Рабочие покинут Opel в Антверпене.
Фото Reuters
Американский автогигант GM (General Motors) объявил о предстоящем закрытии автозавода Opel в бельгийском Антверпене, входящего в систему его европейских предприятий. В ответ последовал протест рабочих коллективов и европейских профсоюзов, грозящих контрмерами. В целом GM все еще не может разобраться с европейской частью своей автомобильной империи. В частности, окончание объявленной на днях сделки о продаже ее шведской составляющей – завода SAAB голландской фирме спортивных автомобилей Spyker Cars NV ожидается не раньше середины февраля.
В истории SAAB любопытны два обстоятельства. Еще раз продемонстрирована жесткая хватка GM. Его руководство без стеснения шантажировало потенциальных покупателей, коллектив предприятия и шведское правительство. Глава GM Эд Уитакер то прекращал переговоры со Spyker вплоть до полного разрыва, то соглашался возобновить их. Был даже запущен процесс ликвидации завода в шведском моногороде Трольхеттан, хотя всем было ясно, что Стокгольм (тем более в условиях кризиса, да еще в год предстоящих выборов) не может допустить, чтобы 3500 рабочих и служащих предприятия были выброшены на улицу.
В итоге получено согласие шведского кабинета стать гарантом кредита Европейского инвестиционного банка в размере 400 млн. евро, необходимого Spyker. Намечаемая сделка предусматривает, что Детройт получит за SAAB 74 млн. долл. наличными, а остальные 326 млн. долл. – акциями. Глава Spyker Виктор Мюллер, обмениваясь перед журналистами рукопожатием с шефом SAAB Яном-Ааке Джонсоном, торжественно заявил, что «шведская икона» спасена. Будущее предприятие получит название SAAB Spyker Automobile. Его штаб-квартира расположится в Нидерландах, но ожидается, что при новых владельцах SAAВ сохранит бренд и производственную самостоятельность. Но все это (поскольку детали сделки еще согласовываются) при условии, что в Детройте в последнюю минуту «не передумают», как это было с концепцией Magna-Сбербанк о покупке Opel.
Второе обстоятельство, связанное с продажей SAAB, опять напоминает о склонности руководства GM к «производственной русофобии». Не секрет, что она была одной из главных причин срыва американским концерном сделки с российско-канадским консорциумом по Opel. Сейчас история повторяется. Западная пресса сообщает, что непременным условием продажи шведского завода голландской фирме Детройт выдвинул требование ликвидации российской доли в капитале Spyker. По сведениям немецкого информканала N-TV, эта доля составляла 29,9% и принадлежала бизнесмену Владимиру Антонову. Тот же источник сообщает, что «эта доля теперь переходит главе Spyker Мюллеру», вынужденному удовлетворить требование GM не подпускать российских партнеров к сделкам, в которых присутствуют элементы западных технологий.
Тем временем поведение руководства GM в Детройте и его «наместника в Европе» Ника Рейли, поставленного во главе Opel, обострило конфликтную ситуацию на входящих в его орбиту предприятиях. Стало очевидным, что теперь вместо долго висевшей над фирмой угрозы банкротства пущено в ход решение о закрытии завода в Антверпене с неизбежным увольнением 2400 рабочих. Оно служит и целям давления на все коллективы заводов Opel. GM добивается их согласия пожертвовать на реструктуризацию путем отказа от различных прибавок и пособий по 265 млн. евро. в течение пяти лет.
В Антверпене прошел митинг протеста, в котором вместе с бельгийским коллективом приняли участие представители рабочих других заводов концерна Opel. Председатель объединенного производственного совета Opel Клаус Франц заявил: «На закрытие предприятия в Антверпене никто – ни в Испании, ни в Англии, ни в Польше, ни где бы то ни было еще – не даст ни цента в форме финансового соучастия рабочих коллективов в реструктуризации».
Но сила, по-видимому, на стороне владельцев Opel. Ник Рейли весьма уверенно говорит о «заключительных переговорах» с профсоюзами и производственным советом, которые возобновятся, по его словам, уже в понедельник. А окончательной договоренности с ними он ожидает через две-три недели. Это одна из предпосылок для претензий GM на получение европейских кредитов.
Помимо 1325 млн. евро, которые GM намеревается взять с рабочих, американский план реструктуризации Opel требует еще 2,7 млрд. евро в виде кредитной поддержки европейских правительств. Бельгийское, понятно, уже отказалось от данного ранее обещания поучаствовать в этом. Но на другие нажим продолжается.
Особые меры предпринимаются в отношении Берлина. Германское правительство, поддерживавшее концепцию Magna-Сбербанк, не рвется помогать американскому собственнику Opel. Пока что Берлин потребовал представить независимый анализ американской концепции в отношении будущего Opel.