0
650
Газета В мире Интернет-версия

29.01.2010 00:00:00

GM продает, увольняет и требует европейские деньги

Тэги: опель, сделка, увольнение


опель, сделка, увольнение Рабочие покинут Opel в Антверпене.
Фото Reuters

Американский автогигант GM (General Motors) объявил о предстоящем закрытии автозавода Opel в бельгийском Антверпене, входящего в систему его европейских предприятий. В ответ последовал протест рабочих коллективов и европейских профсоюзов, грозящих контрмерами. В целом GM все еще не может разобраться с европейской частью своей автомобильной империи. В частности, окончание объявленной на днях сделки о продаже ее шведской составляющей – завода SAAB голландской фирме спортивных автомобилей Spyker Cars NV ожидается не раньше середины февраля.

В истории SAAB любопытны два обстоятельства. Еще раз продемонстрирована жесткая хватка GM. Его руководство без стеснения шантажировало потенциальных покупателей, коллектив предприятия и шведское правительство. Глава GM Эд Уитакер то прекращал переговоры со Spyker вплоть до полного разрыва, то соглашался возобновить их. Был даже запущен процесс ликвидации завода в шведском моногороде Трольхеттан, хотя всем было ясно, что Стокгольм (тем более в условиях кризиса, да еще в год предстоящих выборов) не может допустить, чтобы 3500 рабочих и служащих предприятия были выброшены на улицу.

В итоге получено согласие шведского кабинета стать гарантом кредита Европейского инвестиционного банка в размере 400 млн. евро, необходимого Spyker. Намечаемая сделка предусматривает, что Детройт получит за SAAB 74 млн. долл. наличными, а остальные 326 млн. долл. – акциями. Глава Spyker Виктор Мюллер, обмениваясь перед журналистами рукопожатием с шефом SAAB Яном-Ааке Джонсоном, торжественно заявил, что «шведская икона» спасена. Будущее предприятие получит название SAAB Spyker Automobile. Его штаб-квартира расположится в Нидерландах, но ожидается, что при новых владельцах SAAВ сохранит бренд и производственную самостоятельность. Но все это (поскольку детали сделки еще согласовываются) при условии, что в Детройте в последнюю минуту «не передумают», как это было с концепцией Magna-Сбербанк о покупке Opel.

Второе обстоятельство, связанное с продажей SAAB, опять напоминает о склонности руководства GM к «производственной русофобии». Не секрет, что она была одной из главных причин срыва американским концерном сделки с российско-канадским консорциумом по Opel. Сейчас история повторяется. Западная пресса сообщает, что непременным условием продажи шведского завода голландской фирме Детройт выдвинул требование ликвидации российской доли в капитале Spyker. По сведениям немецкого информканала N-TV, эта доля составляла 29,9% и принадлежала бизнесмену Владимиру Антонову. Тот же источник сообщает, что «эта доля теперь переходит главе Spyker Мюллеру», вынужденному удовлетворить требование GM не подпускать российских партнеров к сделкам, в которых присутствуют элементы западных технологий.

Тем временем поведение руководства GM в Детройте и его «наместника в Европе» Ника Рейли, поставленного во главе Opel, обострило конфликтную ситуацию на входящих в его орбиту предприятиях. Стало очевидным, что теперь вместо долго висевшей над фирмой угрозы банкротства пущено в ход решение о закрытии завода в Антверпене с неизбежным увольнением 2400 рабочих. Оно служит и целям давления на все коллективы заводов Opel. GM добивается их согласия пожертвовать на реструктуризацию путем отказа от различных прибавок и пособий по 265 млн. евро. в течение пяти лет.

В Антверпене прошел митинг протеста, в котором вместе с бельгийским коллективом приняли участие представители рабочих других заводов концерна Opel. Председатель объединенного производственного совета Opel Клаус Франц заявил: «На закрытие предприятия в Антверпене никто – ни в Испании, ни в Англии, ни в Польше, ни где бы то ни было еще – не даст ни цента в форме финансового соучастия рабочих коллективов в реструктуризации».

Но сила, по-видимому, на стороне владельцев Opel. Ник Рейли весьма уверенно говорит о «заключительных переговорах» с профсоюзами и производственным советом, которые возобновятся, по его словам, уже в понедельник. А окончательной договоренности с ними он ожидает через две-три недели. Это одна из предпосылок для претензий GM на получение европейских кредитов.

Помимо 1325 млн. евро, которые GM намеревается взять с рабочих, американский план реструктуризации Opel требует еще 2,7 млрд. евро в виде кредитной поддержки европейских правительств. Бельгийское, понятно, уже отказалось от данного ранее обещания поучаствовать в этом. Но на другие нажим продолжается.

Особые меры предпринимаются в отношении Берлина. Германское правительство, поддерживавшее концепцию Magna-Сбербанк, не рвется помогать американскому собственнику Opel. Пока что Берлин потребовал представить независимый анализ американской концепции в отношении будущего Opel.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
638
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2364
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1569
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1195

Другие новости