В МИД РФ вчера сообщили, что Москва и Вашингтон продолжают контакты в рамках переговоров о сокращении наступательных вооружений, однако дату очередной встречи между делегациями обеих сторон пока не называли. По оценке экспертов, проблему все еще создают разногласия между сторонами по поводу того, следует ли отразить в новом договоре связь между наступательными и оборонительными стратегическими вооружениями, то есть между СНВ и ПРО.
Повод для новой волны споров о перспективах скорого заключения нового Договора о сокращении стратегических вооружений дали предновогодние высказывания главы российского правительства Владимира Путина. В беседе с журналистами во Владивостоке он отметил, что процесс российско-американских переговоров о СНВ «развивается позитивно», и вместе с тем выразил пожелание, чтобы на них были выработаны правила, применяемые к обеим сторонам. «Я думаю, что определенные правила по ограничению вооружений, одинаково понимаемые, легко проверяемые, транспарентные, нужны. Наличие таких правил лучше, чем их отсутствие», – сказал он.
Это требование прежде всего касается баланса между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями. Как сказал Путин, Россия, не развивая систему противоракетной обороны (ПРО), намерена делать упор на ударные наступательные системы. «Чтобы сохранить баланс, не развивая при этом систему ПРО, как это делают США, нам нужно развивать ударные наступательные системы», – сказал премьер.
По словам главы правительства, РФ готова передавать США информацию о российских наступательных вооружениях, но в обмен на информацию о планах в сфере ПРО. «Если мы хотим обмениваться информацией, тогда пусть нам передают информацию по ПРО, а мы будем готовы давать информацию по наступательным вооружениям», – сказал Путин, подчеркнув, что обе эти системы обеспечивают силовой баланс.
Определенные пояснения по этой теме сделал и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. По его словам, Россия могла бы согласиться на отказ от шифрования телеметрии пусков при испытаниях российских стратегических ракет, как это было по Договору СНВ, но при условии, если и США откроют российской стороне телеметрию американских средств ПРО. Как известно, ранее Госдепартамент США категорически высказался против увязки вопроса о заключении Договора по СНВ с вопросом о ПРО, настаивая, что это разные темы.
Комментируя на страницах New York Times позицию российского руководства, в том числе высказывания Путина во Владивостоке, эксперт американского Heritage Foundation Ариель Коэн заявил, что с завершением действия Договора СНВ-1 Россия и США оказались в «неизведанных водах». По его словам, «Путин повысил ставки, увязав подписание Договора по стратегическим вооружениям с (судьбой. – «НГ») ПРО», что, по его мнению, для США совершенно неприемлемо.
Комментируя «НГ» сложившуюся ситуацию, кандидат военных наук, генерал-майор в отставке Владимир Белоус отметил, что дипломаты преждевременно объявили, что основные вопросы на российско-американских переговорах решены и остается согласовать лишь отдельные детали. «Именно в деталях часто заключается главная загвоздка», – сказал эксперт. По мнению специалиста, вопрос об увязке наступательных и оборонительных стратегических вооружений ныне вышел на ключевое место на переговорах, хотя он уже имеет давнюю историю – тянется со времени плана «звездных войн» Рональда Рейгана.
Как отмечает эксперт, переговоры будут успешными, если стороны смогут выработать компромиссный подход, учитывающий озабоченность Москвы американской ПРО.
В ответ на вопрос «НГ» заместитель директора департамента информации и печати МИД РФ Игорь Лякин-Фролов сообщил, что переговоры между Москвой и Вашингтоном «не прерывались». По его словам, в настоящее время дипломаты России и США «поддерживают контакты и обмениваются мнениями с целью выхода на договоренности, достигнутые президентами своих стран». Но дату новой встречи делегаций дипломат назвать не смог.