Барак Обама смог добиться согласия лидеров КНР, Индии, Бразилии и ЮАР с документом, который он назвал Копенгагенским соглашением.
Фото Reuters
США и КНР впервые приняли совместное решение за всю ООН, предложив итоговое соглашение в условиях полного тупика на Конференции ООН по изменению климата в Копенгагене. Документ был объявлен «принятым на рассмотрение» даже без попытки поставить его на голосование. По оценке экспертов, в действительности ООН придется в новом году заново приступить к разработке соглашения о сокращении выбросов парниковых газов.
Климатический саммит, как называют финальную часть копенгагенской Конференции ООН по изменению климата, завершился в обстановке беспрецедентного раскола между его участниками. В ходе 12-дневной дискуссии не смогли найти общего языка представители развитых и развивающихся стран. В частности, в ответ на призыв развитых принять меры к ограничению роста среднегодовых температур двумя градусами по Цельсию развивающиеся высказались за более жесткий ограничитель. Они считают, что потепление климата надо ограничить полутора градусами.
Однако главный спор зашел о том, должны ли вообще ограничивать выбросы развивающиеся страны и, если должны, кто должен оплатить эти усилия. Значительная часть развивающихся стран высказалась за то, чтобы сохранить в силе завершающий свое действие в 2012 году Киотский протокол, не устанавливающий для них ограничений по выбросам. Кроме того, развивающиеся требовали от развитых стран значительной по размерам помощи в деле внедрения экологически чистых и энергосберегающих технологий.
О накале страстей говорит хотя бы то, что суданец Лумумба Ди-Апинс, выступающий в качестве представителя «группы 77», объединяющей 130 развивающихся стран, сравнил установление двухпроцентного ограничителя температуры с Холокостом – от последствий столь недостаточно решительной борьбы с потеплением погибнут миллионы людей.
На ход работы не повлияли и выступления представителей крупнейших стран, в том числе президента США Барака Обамы и премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао. Они хотя и подчеркивали свою приверженность борьбе за сохранение климата, но не брали на себя значительных обязательств. В ходе дискуссий было предложено восемь проектов итогового заявления, но ни один из них не прошел.
В этих условиях, как сообщают из Копенгагена, президент США Барак Обама постарался найти общий язык с делегацией КНР. Обама и госсекретарь США Хиллари Клинтон в течение пятницы неоднократно вели беседы с возглавляющим китайскую делегацию Вэнь Цзябао, а американские чиновники более низкого ранга работали с членами китайской делегации.
Поздно вечером Вэнь Цзябао пригласил Обаму на встречу, на которой присутствовали также премьер-министр Индии Манмохан Сингх и лидеры Бразилии и ЮАР. (Это была, можно считать, группа БРИК, но с ЮАР вместо России.)
Иначе говоря, в комнате собрались лидеры наиболее влиятельных развивающихся государств. Обама представил им проект итоговой декларации, с которым они согласились.
По существу, этот трехстраничный документ сводится к нескольким пунктам. Во-первых, предлагается принять меры к недопущению повышения земной температуры более чем на два градуса по Цельсию. Во-вторых, подтверждается готовность значительно снизить с этой целью глобальные выбросы парниковых газов. И, в-третьих, говорится о необходимости оказания развитыми странами помощи развивающимся странам до 2012 года в размере 10 млрд. долл. в год и в дальнейшем, до 2020 года, – по 100 млрд. долл. в год. В текст включена также фраза о необходимости мониторинга усилий по ограничению и сокращению выбросов развивающимся странами. Как известно, ранее этот вопрос являлся предметом разногласий между американской и китайской делегациями – Пекин никак не соглашался на внешний контроль за его действиями в экологической области.
Прибывшие в Копенгаген многочисленные зеленые назвали саммит позорным. Фото Reuters |
В дальнейшем этот текст был представлен пленарному заседанию форума как некое Копенгагенское соглашение. Утром в субботу председательствующий на заседании форума объявил указанный документ и тут же добавил, что он «принимается на рассмотрение». При этом вопрос об утверждении соглашения не ставился на голосование, как это предусмотрено процедурами ООН. Как стало известно, в конечном итоге резолюцию поддержали лишь 28 стран.
В то же время в зале прозвучали резкие слова критики. Упомянутый выше Лумумба Ди-Апинс назвал документ «самоубийственным» для развивающихся стран, а глава делегации Тувалу отказался «продавать свое будущее». Резкой критике документ подвергли представители Кубы, Эквадора и Венесуэлы. Венесуэльский президент Уго Чавес почувствовал в соглашении «запах серы», то есть ада. Делегация Кубы заявила, что президент Барак Обама вел себя как «император» и объявил о «соглашении, которого не существует».
Хотя российская делегация не принимала участия в выработке Копенгагенского соглашения, она высказалась в его поддержку. «Я не поддерживаю мнение тех выступающих, которые говорили, что решение принималось узкой группой и не было широкого обсуждения... Я поддерживаю делегации, которые считают, что нужно сделать шаг вперед», – сказал заместитель главы российской делегации, советник президента РФ Александр Бедрицкий.
По мнению другого члена делегации, руководителя отдела глобальных проблем окружающей среды в департаменте международных организаций МИД РФ Олега Шаманова, поскольку конференция «все-таки смогла принять итоговый документ, хотя это нельзя считать успехом, провала тоже не произошло».
Президент РФ Дмитрий Медведев отметил, что, «к сожалению, работа проходила очень тяжело», и оценил итоги конференции как «достаточно скромные». Западноевропейская печать (Monde, Guardian) называет конференцию провальной.