Первый полет «Лайнера мечты» прошел, по отзывам пилотов, абсолютно безупречно.
Фото Reuters
Первый испытательный полет совершил во вторник на западе США новый авиалайнер Боинг-787 Dreamliner, созданный американской авиакомпанией при участии фирм и специалистов целого ряда стран, в том числе российских. При создании «Лайнера мечты» использовались композитные материалы, титан, новейшие достижения авиастроения. Российские компании и инженеры принимали участие в этом проекте.
Dreamliner поднялся в воздух со взлетной полосы завода корпорации «Боинг» в Эверетте (штат Вашингтон) в 10.27 по местному времени и приземлился в 13.33, сделав круг по запланированной ранее траектории. Его пилоты – Майк Каррикер и Рэнди Нэвилл – испытали работу систем самолета, установленное на борту измерительное оборудование передавало на землю параметры испытания.
Это первый за последние десять лет новый проект «Боинга». Работы над ним начались в 2004 году. Dreamliner – широкофюзеляжный двухмоторный пассажирский самолет, способный перевозить 250–330 пассажиров на расстояние до 16 тыс. 299 км. Более половины деталей самолета изготовлены из легких композиционных материалов, в результате 787-й обладает большим на 12% КПД по топливу по сравнению с Боингом-777 и будет расходовать при эксплуатации на 20% меньше топлива, чем другие современные самолеты того же класса. «Боинг» получил заказы на 865 самолетов Dreamliner от 56 авиакомпаний мира.
На земле, несмотря на ливший дождь, самолет провожали в полет и встречали тысячи людей. Это были журналисты, приехавшие гости, и сотрудники авиастроительной компании. В числе присутствовавших был президент «Боинг–Россия/СНГ» доктор технических наук Сергей Кравченко. В интервью «НГ» по телефону из Сиэттла он рассказал об особенностях нового авиалайнера и участии в его создании российского бизнеса, инженеров и рабочих.
«Боинг-787 – революционный шаг в авиастроении, – отметил Кравченко. – Его корпус создан на базе широкого использования титана и композитных материалов, прежде всего углеродного волокна, вместо гидравлических систем используется электроника, у него очень экономные двигатели. Все это позволило значительно снизить вес авиалайнера, обеспечить возможность длительного полета без дозаправки и создать благоприятные условия для пассажиров. По праву его можно назвать самолетом ХХI века».
«Более тысячи российских инженеров помогали в проектировании основных компонентов 787-го, включая композитную носовую секцию фюзеляжа, пилоны двигателей и элементы механизации крыла, – сообщил Кравченко. – Мы также гордимся тем фактом, что ведущая авиакомпания России «Аэрофлот» заказала 22 Боинга-787 для своего дальнемагистрального парка». Значительное число российских специалистов работали также в проектном бюро самого «Боинга». Среди российских партнеров американской компании Кравченко в первую очередь отмечает корпорацию «Ростехнологии», создавшую с американской компанией совместное предприятие по обработке титановых деталей, и компанию IBS, занимавшуюся разработкой программного продукта.
Как считает Кравченко, участие российских фирм и специалистов в осуществлении этого проекта не только позволило россиянам получить доступ к современному слову в авиастроении, но убедительно доказать возможности страны в том, что касается нового вида экспорта – экспорта интеллектуального продукта.