Томсоновский исправительный центр в штате Иллинойс пока пустует, но в новом году он примет подозреваемых в терроризме.
Фото Reuters
В Вашингтоне нашли решение проблемы размещения узников закрывающейся тюрьмы в Гуантанамо на Кубе. Их должны будут перевести в ныне почти пустую тюрьму в глухом округе штата Иллинойс, в котором Обама начал свою политическую карьеру. В результате решится задача трудоустройства местных жителей, страдающих от безработицы, а штат «заработает» за четыре года миллиард долларов.
Вчера в Белом доме во второй половине дня (в Москве это вечер или даже ночь) ожидали губернатора Иллинойса Пэта Куинна и сенатора Ричарда Дербина. Президент США Барак Обама должен был разъяснить им свое решение о переводе части заключенных из тюрьмы в Гуантанамо (Куба) в тюрьму «максимально строгого режима» в Иллинойсе. Иллинойские руководители хорошо знают, о чем идет речь.
Сенатор Дербин уже давно ратует за то, чтобы перевести заключенных из Гуантанамо в тюрьму в населенном пункте Томсон в 240 км от Чикаго, вблизи границы Иллинойса с Айовой. Эта тюрьма была построена в 2001 году на деньги штата (120 млн. долл.), но до сих пор практически пустует. Из 1600 «посадочных» мест в тюрьме заняты лишь 140. Главная причина такого положения – нехватка средств в бюджете штата на содержание тюрьмы и ее постояльцев.
Как известно, в первый день своей деятельности в качестве президента США Барак Обама выполнил свое предвыборное обещание – отдал распоряжение о закрытии тюрьмы на Гуантанамо, в которой содержались доставленные из Афганистана боевики «Аль-Каиды» и другие подозреваемые в терроризме лица. Тюрьму должны были закрыть до конца нынешнего года, а ее узников либо переместить в места заключения в США для последующего предания суду, либо отправить в другие страны – освободить за недостатком улик, или передать местной юстиции.
Однако, как признал в ноябре сам Обама, его распоряжение не будет выполнено вовремя. Дело в том, что зарубежные государства весьма настороженно отнеслись к просьбе принять у себя сидельцев Гуантанамо. Лишь время от времени приходят сообщения, что та или иная страна пошла на такой шаг.
Еще труднее оказалось решить вопрос перевода заключенных в тюрьмы США и последующего суда над ними. Так, протесты местной общественности вызвало решение о переводе в Нью-Йорк для предания суду пятерых заключенных, причастных к подготовке терактов 11 сентября 2001 года. Один за другим штаты, располагающие подходящими местами заключения, отказывались принять подозреваемых в терроризме. Они якобы не могут определить на жительство людей, оправданных судом или отсидевших срок.
В последнее время наиболее подходящими для узников Гуантанамо называли военную тюрьму в Форт-Ливерморе, штат Канзас, и тюрьму строгого режима в Стэндиш, штат Мичиган. Канзасское руководство отказалось принять заключенных, а мичиганское проявляло заинтересованность – там рассчитывали на новые рабочие места для охраны тюрьмы. Однако Обама предпочел помочь Иллинойсу, который практически является его родным штатом – в нем он работал юристом и стал политиком, там же женился на уроженке штата.
Предполагается, что федеральные власти выкупят тюрьму в Томсоне у властей штата и проведут ее дооборудование, хотя она и так рассчитана на строгий режим содержания и окружена двойным забором из высокой металлической сетки (высотой 5 и 4 м) с «электробарьером». Расходы на эти цели планируется включить в бюджет Пентагона. В дальнейшем в Томсоновском исправительном центре разместят от 35 до 90 узников Гуантанамо, а в остальных камерах будут находиться обычные заключенные. Известно, что в настоящее время в Гуантанамо содержатся 211 человек, примерно половину предполагается передать другим странам.
По прогнозам специалистов, в обновленной тюрьме получат работу от 2340 до 3250 человек. При этом штат в течение четырех лет сможет заработать на пребывании в его тюрьме подозреваемых в терроризме миллиард долларов. Федеральным властям, правда, придется соблюдать требования Конгресса: не переводить в США заключенных, не подлежащих суду, и уведомлять о таких действиях за 45 суток.
После отъезда заключенных из Гуантанамо тюрьму не демонтируют – она, возможно, понадобится для следственных действий по уже возбужденным судебным искам по делам о применении пыток к заключенным.