«Действенное соглашение спасет жизни» – считают участники акции в Копенгагене.
Фото Reuters
В Копенгагене вчера вспыхнул скандал. В прессу попал проект соглашения по климатическим обязательствам, предположительно разработанный Данией, Великобританией и США, который вызвал резко негативную реакцию развивающихся государств. Они не согласны ни с вводимыми документом «неравными» ограничениями на выброс парниковых газов, ни с объемами финансовой помощи, которую обещает выделить бедным государствам богатый Запад – 10 млрд. долл. в год. По оценкам западных экспертов, к 2020 году помощь должна составить 100 млрд. долл. в год, и эти деньги вполне можно изыскать.
Британские газеты вчера распространили информацию о «секретном проекте документа», подготовленном группой лиц, якобы представляющих интересы Великобритании, США и Дании. Работа над «датским текстом» была завершена лишь на этой неделе, и его показали представителям небольшой группы стран. Об этом сообщила Guardian. Статус скандальной бумаги, которая, по утверждениям развивающихся государств, согласовывалась без их ведома, до конца не ясен. Так, Копенгаген успокаивает, что это лишь один из рабочих документов, на основании которого выверяются позиции сторон в ходе переговорного процесса. А некий анонимный дипломат, очевидно, из развивающейся страны, уверен, что задача авторов скандального секретного текста сделать так, чтобы президент США Барак Обама и другие лидеры «продавили его прохождение на переговорах, когда они прибудут в Данию на следующей неделе». Дипломат полагает, что текст поставил крест на процессе согласования общих усилий по борьбе с изменением климата по линии ООН.
Как бы то ни было, известно, что у развитых и развивающихся стран давно существуют серьезные разногласия во взглядах на проблему. Сейчас, несмотря на нынешний «климатгейт» и другие всплески экоскептицизма, большая часть правительств, похоже, уверена в том, что климат меняется и с этим что-то надо делать. Вопрос в том, когда, что и кто должен делать, а главное, кто за это должен заплатить.
В «датском тексте» предполагается существенная новация по сравнению с Киотским протоколом – первым и пока единственным обязывающим документом по сокращению выбросов в атмосферу газов, способствующих парниковому эффекту или, иными словами, вызывающих повышение температуры на планете. А именно: заставить развивающиеся страны взять на себя конкретные обязательства по сокращению выбросов. Более того, к 2050 году бедным странам предлагается ограничить выбросы парниковых газов (ПГ) на душу населения планкой 1,44 тонны, в то время как для развитых государств этот показатель будет 2,67 тонны. Бедный юг недоволен также попыткой севера ослабить роль ООН в финансировании усилий по адаптации к изменениям климата, и выделить в списке бедных стран в отдельную категорию те государства, которые наиболее уязвимы к этим переменам.
Но, пожалуй, самые гневные отклики вызвало предложение о создании специального «зеленого фонда» для краткосрочной помощи бедным странам. Богатые государства предполагают выделять в этот фонд в общей сложности около 10 млрд. долл. в год на протяжении трех лет – с 2012 по 2015 год. Лумумба Станислаус Ди-Эйпинг, ведущий переговорщик от Группы-77 (это объединение развивающихся стран, включающее Китай) заявил, что 10 млрд. долл. помощи в год не хватит, даже чтобы «купить достаточно гробов гражданам развивающихся стран». Выходец из Судана, которого цитирует Telegraph, уверен: если не остановить рост температуры на планете в пределах двух градусов, это приведет к исчезновению островных государств и принесет «верную смерть» Африке. Отсюда его ссылка на гробы.
Переговорщик призвал Обаму, отец которого родился в Кении, не обрекать на смерть своих кузенов и большую семью ради интересов узкой группы лиц. Из уст африканца прозвучала знаковая цифра – 1,3 трлн. долл., которые были потрачены на спасение банков в ходе финансового кризиса. По мнению Ди-Эйпинга, Запад сейчас морально обязан раскошелиться на помощь бедным странам.
На первый взгляд безумные суммы необходимы и самим промышленно развитым странам для сокращения вредного воздействия на окружающую среду. Объем необходимых инвестиций в модернизацию только энергетической инфраструктуры с 2010 по 2030 год мог бы составить более 10 трлн. долл. Однако экономисты и экологи успокаивают, что такие вложения будут окупаться благодаря созданию новых рабочих мест, экономии за счет повышения энергоэффективности, снижению риска, связанного с перебоями поставок углеводородов. Наконец, известно, какой огромный экономический ущерб способны наносить удары стихии, которые по мере глобального потепления, как утверждают ученые, будут лишь учащаться.
Любопытный расчет сделали группа экспертов Project Catalyst (инициатива Евросоюза) и исследователи американской организации ClimateWorks. Их выводы учитывались при подготовке к копенгагенским переговорам. Итак, согласно оценкам группы, к 2020 году на финансирование программ по изменению климата в развивающемся мире потребуется примерно 100 млрд. долл. в год. Около половины этой суммы можно получить за счет функционирования глобального рынка кредитов углеродных выбросов, объем которого к 2020 году предположительно составит 2 трлн долл., сообщает New York Times.
Соответствующая система торговли квотами на выбросы парниковых газов уже действует в Европе и рассматривается Конгрессом США. Ее смысл заключается в следующем: для конкретной страны или отрасли промышленности устанавливается предел выбросов ПГ, а недовыбранную ею предельную квоту на загрязнение страна или отрасль вправе продать на рынке. Поскольку, как ожидается, нормы выбросов будут ужесточаться, вырастет и стоимость этих «разрешений на загрязнение» или углеродных кредитов.
Дополнительные 10–20 млрд. долл. для помощи развивающемуся миру могут поступить от налога на топливо. А недостающие до 100 млрд. долл. 25–35 млрд. будут предоставляться бедным странам в качестве займов и грантов такими государствами, как США, страны ЕС, Канада, Япония и Австралия.