Церемония по случаю вступления в силу Лиссабонского договора прошла рядом с Белемской башней.
Фото Reuters
В Лиссабоне вчера отметили вступление в силу договора о реформе ЕС. Руководители Сообщества выступили с речами, в которых объяснили, какие изменения привнесет документ, подписанный в столице Португалии в 2007 году. Между тем большую политическую сцену покинул ветеран европейской политики Хавьер Солана.
Церемония рядом со знаменитой Белемской башней на реке Тежу началась в половине восьмого вечера. Она собрала ключевых фигур ЕС. Оценку событию, которого европейцы, стремящиеся к углублению интеграции, ждали восемь лет, дали председатель Европарламента Ежи Бузек, глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и действующий президент Европейского совета премьер-министр Швеции Фредрик Рейнфельдт. В центре внимания, конечно, были новые лидеры Евросоюза – президент Херман ван Ромпей и высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. Фейерверки и музыкальное действо были призваны создать праздничную атмосферу мероприятию.
На сайте шведского председательства между тем появились первые разъяснения относительно задач и полномочий Эштон. Она будет отвечать за координацию всех аспектов иностранной политики ЕС и представлять позицию Евросоюза в других странах, международных организациях и на международных конференциях. «Тем не менее было бы неверно называть баронессу Эштон министром иностранных дел ЕС, – отмечают в Стокгольме. – Политика в отношении третьих стран и международного сотрудничества по-прежнему будет вырабатываться в ходе процесса координации 27 странами-членами. О принятии внешнеполитических решений большинством речи не идет. Необходимо единогласное утверждение». Консенсус всех стран – членов ЕС также будет обязателен для одобрения вопросов налоговой политики, обороны и социального обеспечения. Согласно ЛД квалифицированным большинством европейцы смогут теперь принимать решения, в частности, в сферах борьбы с глобальным потеплением, энергобезопасности и чрезвычайной гуманитарной помощи. Квалифицированное большинство предполагает одобрение решения 55% стран-членов, которые представляют не менее 65% населения Евросоюза.
Эштон будет постоянно председательствовать на ежемесячных встречах Совета по иностранным делам. Вопросы торговли, расширения и развития ЕС останутся в ведении Еврокомиссии. Одной из важнейших задач для Эштон на ближайшую перспективу станет формирование Европейской службы по внешним делам (ЕСВД), которая включит в себя специалистов, работавших до 1 декабря под руководством Бениты Ферреро-Вальднер и Хавьера Соланы. Предполагается, что в Брюсселе в подчинении баронессы будут работать 500–700 человек. Окончательное решение по ЕСВД главы государств ЕС примут в апреле 2010 года.
Также в предстоящие месяцы предусмотрено расширение полномочий представительств Еврокомиссии в третьих странах. Например, в этом полугодии основную дипломатическую работу по линии ЕС в Москве ведет посольство Швеции, с 1 января эта задача перейдет к посольству Испании – следующей стране – председателю в ЕС. Согласно ЛД эти функции в будущем будут выполнять представительства Евросоюза.
Вчера Эштон, вступив в должность, заявила, что намерена укреплять внешнюю политику Европы, уважая прежде всего такие ценности, как мир и процветание, свобода и демократия, верховенство закона, а также «универсальность и неделимость прав человека». Заявление знаковое, если вспомнить, что теперь уже бывшего высокого представителя ЕС по внешней политике Хавьера Солану правозащитники не раз упрекали в недостаточном внимании к проблемам прав человека в России и КНР. Эштон обещает «спокойную дипломатию», в ходе которой ЕС должен «получить ответы на нужные нам вопросы» и «формировать отношения, которые мы должны иметь». Баронесса пообещала сохранить тот же стиль руководства, который был свойственен ей как еврокомиссару по торговле.
Между тем Солана, дипломатический стиль которого также называли «тихим и спокойным», в свое время сумел одним звонком перечеркнуть «план Козака» по приднестровскому урегулированию, «разрулить» политический кризис в Украине в 2004 году, многие годы был главным связующим звеном между Брюсселем и Вашингтоном. Так что, как говорится, в тихом омуте...
С уходом Соланы действительно начинается «новая эра для Европы». Конечно, она будет далеко не безоблачной. Наверное, поэтому страны-члены согласились утвердить президентом ЕС мастера компромиссов премьера Бельгии Хермана ван Ромпея, которого в родном королевстве до недавних пор даже не числили в списке 250 самых известных бельгийцев. По словам ван Ромпея, «каждая страна должна выходить из переговоров победительницей», в противном случае это будут «плохие переговоры». Интересно, что ван Ромпей употребил именно словосочетание «каждая страна», не обозначив ее обязательную принадлежность к Евросоюзу. Правда, судя по всему, роль президента в отношениях ЕС с третьими странами, в том числе Россией, будет скорее символической.