В Сингапуре не удалось достичь договоренностей по общей борьбе с изменением климата.
Фото Reuters
По итогам встречи с Обамой Медведев заявил, что РФ и США могут прибегнуть к «другим средствам», помимо переговоров, если от Ирана не удастся добиться четких гарантий относительно прозрачности его ядерной программы. Российский лидер подчеркнул, что Москву и Вашингтон «не вполне устраивают темпы, в рамках которых развивается» переговорный процесс с Тегераном.
Вероятно, предупреждения в адрес Москвы, звучавшие в преддверии российско-американского саммита от иранских законодателей, не возымели должного эффекта. Влиятельные иранские парламентарии пригрозили в субботу, что, если Россия не продаст республике противоракетные комплексы С-300, задержка по поставкам которых составляет полгода, это повредит имиджу Москвы. Кроме того, иранцы сигнализировали, что «в скором будущем» приступят к самостоятельному промышленному производству С-300.
Встречу президентов РФ и США в Сингапуре наблюдатели называли главным рандеву американского лидера на полях саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Сенсационных заявлений по итогам беседы, длившейся более часа, лидеры не сделали. Однако аналитики указывают на положительную динамику общения президентов, без которой решение поставленных ими стратегических задач было бы вряд ли возможно.
Прежде всего внимание наблюдателей было сосредоточено на теме российско-американских переговоров по замене истекающего 5 декабря Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Обама сообщил, что сторонам удалось «значительно продвинуться вперед по вопросам СНВ, хотя остаются некоторые сложные технические вопросы». Президент Медведев также дал понять, что проблемы сохраняются: «Мы... признали необходимость придать дополнительную динамику этим переговорам». По словам Медведева, которые приводит РИА Новости, необходимо «найти развязки некоторых моментов, которые остаются, в ряде случаев это технические, в ряде – политические моменты».
Как ранее сообщала «НГ», у сторон предположительно сохраняются разногласия по вопросу инспекций на головном предприятии российского ракетостроения – Воткинском заводе. США не хотят прекращать мониторинг объекта, а Москва на этом настаивает. Кроме того, есть расхождения по поводу обмена телеметрическими данными ракет при испытаниях, ограничение доступа к которым СНВ-1 запрещает.
Вчера президенты договорились сделать механизм контроля за сокращением стратегических наступательных вооружений «более простым и менее затратным». Они подтвердили намерение заключить новый договор до того, как истечет старый. В Вашингтоне отмечают, что РФ и США в общих чертах согласовали наполнение нового договора. По данным Associated Press, достигнуты договоренности по потолкам ядерных боезарядов и связанных с ними носителей, а также по тому, что считать системой (средством) доставки. Ссылаясь на источники в администрации президента США, агентство предполагает, что Вашингтон мог бы согласиться с требованием Москвы учитывать переоборудованные межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) с обычными боеголовками в рамках договора как МБР с ядерными боезарядами. Американская сторона надеется, что Обама и Медведев подпишут новый договор об СНВ в ходе визита президента США в Европу 10 декабря для получения Нобелевской премии мира.
Тем временем тают шансы на то, что в рамках этого «разоруженческого визита» Обама также заедет в Копенгаген, где состоится конференция по изменению климата. В эти дни в Сингапуре было официально подтверждено, что за оставшиеся до копенгагенской встречи дни странам не удастся прийти к согласию о юридически обязывающем глобальном договоре по сокращению выбросов парниковых газов на период после отчетного периода Киотского протокола. В Дании, видимо, придется ограничиться выражением политической приверженности продолжению посткиотского процесса. Новый документ с обязательствами по сокращению выбросов, вероятно, появится не раньше конференции в Мехико в 2010 году.