Хиллари Клинтон участвовала в открытии памятника американскому поэту Уолту Уитмену в Москве.
Фото РИА Новости
Госсекретарь США Хиллари Клинтон объявила в Москве о согласии Вашингтона на использование такой формы контроля за выполнением готовящегося нового Договора по сокращению стратегическими вооружениями, как визиты экспертов одной стороны на ядерные объекты другой. Кроме того, она сообщила, что США не планируют размещать объекты ПРО на территории Грузии. Подобные шаги призваны снять озабоченности Москвы по поводу намерений американского партнера.
Вчера глава американской дипломатии вместе с ее российским коллегой Сергеем Лавровым, мэром Москвы Юрием Лужковым и ректором МГУ Виктором Садовничим участвовала в церемонии открытия памятника выдающемуся американскому поэту Уолту Уитмену.
Уолт Уитмен (1819–1892) – один из крупнейших поэтов США XIX века. Его самую известную книгу «Листья травы» на русский язык переводили Иван Тургенев, Константин Бальмонт, Корней Чуковский. Установка памятника Уитмену в Москве возле МГУ является ответным даром на установку памятника Александру Пушкину на территории университета имени Джорджа Вашингтона в столице США. Автором скульптуры Уитмену, высотой 3,2 метра и выполненной в бронзе и в мраморе, стал народный художник России Александр Бурганов.
Накануне Клинтон в интервью, переданном радиостанцией «Эхо Москвы», сообщила ряд подробностей ее переговоров с российским руководством. При этом она сказала, что «нет никакой причины думать» о возможности размещения ПРО в Грузии. «Я знаю, что это очень беспокоит Российскую Федерацию. Вот почему нам хочется снять эту озабоченность», – заявила по поводу подобных опасений Клинтон. Как отметила госсекретарь, создание совместной системы ПРО для США, РФ и Европы поможет устранению подобной напряженности.
Наиболее сенсационный характер носит проявленная Клинтон от имени американской администрации готовность допустить визиты российских экспертов на ядерные объекты США. Речь идет о системе проверки исполнения будущего договора между сторонами, который заменит заканчивающий действие 5 декабря с.г. Договор СНВ-1. «Проверки исполнения договора будут включать визиты наших экспертов на объекты каждой стороны, – сказала Клинтон. – Мы открыто подходим к этому и хотим, чтобы Россия знала, что мы выполняем условия договора».
Таким образом, более конкретно подтверждено ранее данное нынешней администрацией США заверение о готовности предусмотреть в договоре надлежащую систему верификации и контроля. Как известно, предшествующая американская администрация негативно относилась к мерам контроля и верификации подобных соглашений, а это резко ослабляло их надежность. В ходе идущих ныне переговоров о новом договоре Москва настойчиво подчеркивала свое стремление включить в документ положения о путях и формах контроля над его выполнением.
Говоря о важности сделанного Клинтон заявления, кандидат военных наук, генерал-майор в отставке Владимир Белоус сообщил «НГ», что подобные меры контроля были предусмотрены Договором СНВ-1, который предстоит заменить новым документом. Тогда предусматривались разные виды инспекций и визитов, в том числе посещения ядерных объектов высокопоставленными военными. Например, командующий стратегическими силами США однажды посетил четыре вида объектов, включая хранилище ядерных боеприпасов в районе авиабазы в городе Энгельсе, атомную ракетную подводную лодку и другие. В интересах верификации договора стороны создали и содержали соответствующие контрольные механизмы.
Ныне, отмечает эксперт, также должна быть предусмотрена система верификации и контроля за выполнением соглашения. При этом важно, считает он, чтобы этот механизм был эффективным, но в то же время не слишком обременительным для участвующих в договоре сторон.
Эксперт Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ) Виталий Федченко отметил, что детали нового контрольного механизма пока не известны. По Договору СНВ-1, сообщил эксперт, взаимные визиты специалистов служили важной формой контроля за выполнением сторонами положений совместного документа. В частности, имелось 14 форм инспекций, ныне же пока неясно, какие из них будут приняты. Эксперт обратил внимание на то, что американский телеканал FOX назвал целью визитов пересчет ракет и боеголовок. По Договору СНВ-1, отмечает он, инспекциям подвергались носители, а не боеголовки. Если же сейчас в действительности речь идет о контроле не только за носителями, но и боеголовками, то это явное продвижение. Однако такие сообщения еще надо перепроверять, считает эксперт.