На ирландском острове Иннисфри, где зарегистрированы шесть избирателей, проголосовали в среду.
Фото Reuters
Сегодня в Ирландии проходит референдум по ратификации Лиссабонского договора о реформе ЕС (ЛД). Согласно опросам, сторонников принятия документа ожидает успех. От исхода голосования зависит, появятся ли у Евросоюза президент и министр иностранных дел и продолжит ли расширяться блок. Но Ирландия – не единственное препятствие на пути ратификации ЛД. Проблемы возникли в Чехии и Польше.
В июне 2008 года ирландцы отвергли Лиссабонский договор: на референдуме против него высказались 53,4% избирателей, за – 46,6%. Последние социологические исследования позволили Дублину и остальным европейским столицам (за редким исключением) немного успокоиться. Лондонская Independent сообщает, что 55% респондентов поддерживают договор о реформе ЕС, 27% – против, а еще 18% пока не решили, как голосовать.
Напомним, что ЛД содержит немало положений Конституции ЕС, проект которой в 2005 году забраковали на референдумах французы и голландцы. Его основная цель – сделать блок из 27 стран более сильным путем введения поста президента, который будет избираться на 2,5 года, должности министра иностранных дел, изменения процедуры принятия решений и расширения полномочий Европарламента. Пока страны – члены союза по очереди в течение полугода возглавляли сообщество, и такая частая смена вызывала немало проблем как внутри блока, так и в его внешних отношениях. А наличие сразу трех политиков, отвечающих за иностранные дела – главы МИДа действующей страны – председателя Евросоюза, высокого представителя ЕС по вопросам внешней политики и безопасности, а также комиссара ЕС по внешним связям, – порой сбивает с толку. Как в свое время убедился корреспондент «НГ», в Еврокомиссии в Брюсселе не всегда сами разбирались в разграничении полномочий между последними двумя.
Еще одно немаловажное новшество – расширение сфер, в которых страны-члены смогут принимать решения не единогласно, а квалифицированным большинством голосов (его должны поддержать 55% государств, население которых в совокупности составляет не менее 65% от общееэсовского). Принцип консенсуса уже не раз играл злую шутку с Россией – достаточно вспомнить, как Польша и Литва блокировали начало переговоров о новом базовом соглашении с Москвой.
Российские дипломаты считают, что вступление ЛД в силу положительно сказалось бы на отношениях союза с РФ. Хотя кто-то в Москве и напомнит о звучавших прежде высказываниях Франции и Германии: дальнейшее расширение сообщества невозможно без проведения институциональных реформ, предусмотренных Лиссабонским договором. Быть может, ратификация ЛД действительно сделала бы надежды Украины на вступление в союз чуть более реалистичными. Кстати, за ее присоединение на днях ратовал претендент на будущий пост министра иностранных дел ЕС британец Крис Паттен.
Успех ирландского референдума, кажется, почти обеспечен. Многие избиратели поверили гарантиям Брюсселя, что ратификация договора не изменит нейтральный статус их страны и никто не собирается вводить воинскую повинность в «армию ЕС», не узаконит аборты в католическом обществе, не приведет к потере рабочих мест... Напротив, в период экономического кризиса, который серьезно ударил по «кельтскому тигру», как некогда называли самую быстрорастущую в ЕС ирландскую экономику, договор обеспечит большую стабильность, успокоит инвесторов и бизнесменов. А это немаловажно, если учесть, что страна еженедельно вынуждена занимать около 400 млн. евро на жизнь.
И все же наблюдатели всерьез опасаются, как бы непопулярность нынешнего правительства премьера Брайана Коуэна не привела к протестному голосованию. В случае провала Коэну, вероятно, придется подать в отставку. По мнению ВВС, ирландское «нет» погрузило бы весь Евросоюз в один из самых серьезных кризисов в его истории. Решения избирателей Изумрудного острова ждет президент Польши Лех Качиньский, который отказался завершить процесс ратификации в своей стране до сегодняшнего голосования. Между тем на этой неделе группа чешских сенаторов подписала жалобу, поданную в Конституционный суд страны. Чешской Фемиде может потребоваться полгода, чтобы дать истцам ответ – не посягает ли ЛД на суверенитет страны. Президент Чехии Вацлав Клаус отказался подписывать документ, завершающий процесс ратификации, до вердикта КС страны. Между тем в апреле–мае следующего года могут пройти парламентские выборы в Великобритании. Если консерваторы встанут у руля, а пока именно это предвещают опросы, они обещали поставить ЛД на референдум, если к этому моменту договор еще не вступит в силу.