Каддафи привык жить только в своем шатре.
Фото Reuters
В этом году, как и до этого более шести десятков раз, у Ист-ривер в Нью-Йорке собрался «весь мир» президентов и премьер-министров, видных дипломатов. Ист-ривер, правда, вопреки названию не река, а морская протока, но именно на ее берегу на земле, подаренной Рокфеллерами, стоят здания ООН. Здесь идет сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Заседания ГА – занятие круглогодичное. Каждый год 15 сентября закрывается одна сессия, а на следующий день открывается новая. Нынешняя сессия – 64-я. Наиболее важная ее часть приходится на третью неделю сентября, когда идет общеполитическая дискуссия, выступают главы делегаций.
В этом году сессия в значительной степени выглядела как театр одного актера. Героем этого спектакля стал Барак Обама. Он не ограничился тем, что выступил в первый день общеполитической дискуссии. Там же, в Нью-Йорке, Обама сидел за председательским столом на заседании СБ ООН, посвященном ядерному разоружению. И председательствовал в Питсбурге на саммите «двадцатки».
Американская дипломатия не случайно сделала упор на сольные выступления президента страны. Обама популярен, притом за границей даже больше, чем у себя дома, где целый ряд «групп интересов» ныне старательно работают на подрыв его престижа. Обаму противопоставляют его предшественнику Джорджу Бушу, разумеется в лучшую сторону, не только традиционные союзники США, но и люди, известные своими критическими высказываниями в адрес Вашингтона. Так, президент Венесуэлы Уго Чавес объявил с трибуны Генассамблеи, что он уже не чувствует в зале заседаний «запах серы». Он напомнил свое зловредное замечание в адрес Буша – от него, мол, как от дьявола, пахнет серой.
Даже лидер Ливийской Джамахирии Муамар Каддафи высказывался в адрес Обамы исключительно комплиментарно в своей речи, длившейся целых полтора часа. «Наш Обама» – так назвал президента США ливийский лидер. Очевидно, намекал на африканские корни Обамы (по отцу), так как Каддафи позиционирует себя лидером Черного континента. И еще Каддафи высказал пожелание, чтобы Обама «всегда оставался американским президентом».
Кстати, для Каддафи из Ливии доставили «бедуинский шатер», в действительности большой тент в стиле арабских кочевников, и даже арендовали под него участок земли у миллиардера Дональда Трампа в пригороде Нью-Йорка. Но муниципальные власти, не ломающие шапку ни перед послами, ни перед королями, приказали ее разобрать. К великому разочарованию Каддафи. Для кого сессия ООН – место важных переговоров, для кого – торжественный выезд «на люди».
У других госдеятелей были причины расстраиваться посерьезней. Так, премьер-министр Великобритании хотел воспользоваться случаем, чтобы еще раз подтвердить особые отношения между его страной и США. Он предложил Обаме провести совместную пресс-конференцию. После пяти попыток договориться не состоялась даже личная встреча. Президент США решил, что уже достаточно продемонстрировал прочность американо-британских уз. А его советники сочли, что Браун пытается таким способом улучшить свои внутриполитические позиции. Кроме того, в Вашингтоне недовольны тем, что Браун подписал совместное с президентом Франции Николя Саркози и федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель письмо с требованием ограничить бонусы банкиров – это было важной темой на обсуждениях в Питсбурге. Это неприемлемо для Уолл-стрит, выплачивающей миллионные вознаграждения своим банкирам.