Юкия Амано вступит в должность 1 декабря.
Фото Reuters
Как стало известно «НГ», утвержденный в понедельник новый гендиректор МАГАТЭ Юкия Амано положительно оценил усилия РФ по созданию гарантированного запаса ядерного топлива на своей территории. Амано согласился, что Международный центр по обогащению урана в Ангарске – проработанная инициатива в отличие от американской и немецкой моделей обеспечения доступа желающим странам к услугам топливного цикла.
Глава госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко в понедельник голосовал в Вене за Юкия Амано. Этот 62-летний дипломат и специалист по разоружению из Японии сменит 1 декабря на посту гендиректора МАГАТЭ Мохамеда Эль-Барадея. Напомним, что избирательная кампания Амано складывалась непросто: кресло Эль-Барадея помимо него оспаривали еще четыре кандидата. Совет управляющих агентства остановил выбор на японце 2 июля этого года, а в понедельник его утвердила Генеральная конференция.
Лейтмотивом выступления Амано перед представителями 150 государств стала эволюция роли МАГАТЭ. По словам преемника Эль-Барадея, агентство должно решать двойную задачу: обеспечивать нераспространение ядерного оружия и продвигать мирное использование ядерной энергии. «Оставаться ядерным сторожевым псом недостаточно», – сказал новый гендиректор. О ядерных программах Ирана и КНДР он не упоминал. Однако ясно, что решению этих проблем ему предстоит уделить немало времени на протяжении своего мандата. Эль-Барадей уходит, так и не сумев ни подтвердить, ни опровергнуть наличие у иранской ядерной программы военного измерения.
Одним из вариантов снятия озабоченностей относительно Ирана и других государств, стремящихся развивать ядерную энергетику, эксперты называют предложение России по продаже Исламской Республике и другим желающим странам готового топлива для АЭС, а также создание гарантированного запаса низкообогащенного урана, доступ к которому не будет диктоваться капризами политической конъюнктуры. Сергей Кириенко воспользовался трибуной Генеральной конференции, чтобы еще раз заявить о российской идее.
В 2007 году Россия совместно с Казахстаном на базе ОАО «Ангарский электролизный химический комбинат» создали Международный центр по обогащению урана (МЦОУ). В прошлом году ОАО «МЦОУ» получило разрешения и лицензии для осуществления практической деятельности в качестве поставщика продукции и услуг. В этом году к центру присоединилась Армения, а РФ получила дипноту о начале присоединения Украины.
По словам Кириенко, Москва продолжает работать над формированием гарантийного запаса низкообогащенного урана в объеме двух полных загрузок реакторов установленной мощностью 1000 МВт, хранение которого планирует по согласованию с МАГАТЭ доверить МЦОУ. Глава «Росатома» напомнил, что с экономической точки зрения создание собственных мощностей по производству ядерного топлива – весьма дорогостоящий процесс. Таким образом, спрос на услуги международного центра в Ангарске должен только расти.
В ходе встречи Кириенко с Амано, согласно информации «НГ», речь шла и об Ангарске. «Амано признал, что российская инициатива по созданию недискриминационного доступа к услугам обогащения урана проработанная», – сказал собеседник «НГ», близкий к переговорам. По его словам, этого нельзя сказать о предложениях американцев и немцев.
Как напоминает Associated Press, германская идея заключается в строительстве завода МАГАТЭ по обогащению урана «где-то на интернационализированной территории для продажи топлива странам, приверженным нераспространению ядерного оружия». Как будет обеспечена такая экстерриториальность – вопрос открытый, отметил собеседник «НГ». Он предположил, что вряд ли какая-нибудь страна согласится оторвать от себя кусок территории для предприятия.
Американская инициатива, которую продвигают филантроп Тед Тернер и бывший сенатор Сэм Нанн, обеспечена финансированием. Американский миллиардер Уоррен Баффет обещал выделить на создание доступного банка топлива для АЭС 50 млн. долл., если государства добавят еще 100 млн. 150 млн. долл., которые уже якобы собраны, было бы достаточно для покупки низкообогащенного урана на одну загрузку реакторов установленной мощностью 1000 МВт. Этот запас предполагается постоянно пополнять. Топливо должно принадлежать МАГАТЭ и реализовываться агентством на недиcкриминационной основе. Иначе говоря, доступ к нему должен диктоваться не политическими взглядами продавца топлива, а готовностью страны-покупателя выполнять свои обязательства по нераспространению ядерного оружия. Правда, российские специалисты отмечают, что в американской модели не все понятно с управлением банком топлива и с тем, как будет соотноситься его стоимость с рыночной ценой низкообогащенного урана.