Немецкие судостроительные верфи Wadan на Балтике переходят к новому российскому инвестору. Такое решение принято в понедельник на чрезвычайном заседании правительства федеральной земли Мекленбург – Передняя Померания, а также комитетом управляющих этими заводами в Висмаре и Варнемюнде. Это призвано обеспечить сохранение на верфях большинства из 2500 рабочих мест и долгосрочное развитие важнейших для этого региона экономических объектов.
Спасение Wadan от банкротства и дальнейшей распродажи по частям является прямым результатом политической протекции, оказанной президентом Дмитрием Медведевым и федеральным канцлером Ангелой Меркель. Проблема верфей была одной из тем их саммитов 16 июля в Мюнхене и 14 августа в Сочи. По возвращении из последней поездки в Россию бундесканцлерин проинформировала главу правительства земли Мекленбург – Передняя Померания Эрвина Зеллеринга о сочинской договоренности о взаимном содействии сохранению судостроения в Висмаре и Варнемюнде путем их продажи новому российскому инвестору. На следующий день все решения были приняты. Причем, как отметил Зеллеринг, для земельного правительства важной была поддержка сделки на высшем уровне.
Верфи в Мекленбурге – Передней Померании лихорадит уже давно из-за сильнейшей конкуренции в мировом судостроении. А нынешний финансовый и экономический кризис привел их на грань пропасти. Российский предприниматель Андрей Бурлаков, приобретший верфи около года тому назад, не сумел выполнить свои финансовые обязательства и привлечь необходимые заказы. К тому же шведская судовая компания Stena Line отменила свой заказ и отказалась платить за уже построенные два морских парома. 1 августа началась процедура объявления Wadan банкротом. Но появился новый российский инвестор, предложивший концепцию сохранения судостроительных предприятий.
Основным их владельцем становится бывший российский министр энергетики, а ныне член совета директоров «Газпрома» и спецпредставитель президента РФ по международному энергетическому сотрудничеству Игорь Юсуфов. В сделке участвует и его сын Виталий. Неформальная фирма «Юсуфов и Сын» вкладывает в капитал Wadan 40,5 млн. евро. Но инвестор выступает, по сведениям дюссельдорфской газеты Handelsblatt, от имени некоего акционерного общества со швейцарским адресом.
По мнению Меркель, российский инвестор демонстрирует «серьезный интерес» к верфям Wadan и берет на себя долгосрочные обязательства. После опыта общения с прежним российским совладельцем предприятий судостроители поначалу не без сомнений отнеслись к новому варианту. Однако, сообщают немецкие СМИ, производственные советы обеих верфей в Висмаре и Варнемюнде выразили уверенность, что уже осенью удастся возобновить прерванное из-за банкротства строительство грузовых судов и паромов. Правда, член совета в Висмаре Инес Шеель хотела бы сохранить по меньшей мере 2000 рабочих мест, а не 1600, как предусматривает концепция Юсуфова. Но премьер-министр Зеллеринг напоминает, что «по сравнению с тем, что нам грозило перед лицом мировых проблем судостроения, это хороший результат».
Как известно, у российского судостроения тоже не все просто. Тем не менее в Германии полагают, что Россия выгадает от этой сделки, нуждаясь в специальных кораблях для эксплуатации в арктических морях, транспортировки сжиженного газа и т.д. Верфи Wadan как раз могут такие строить.
Сейчас пока долгосрочная программа такого производства и технологического сотрудничества в судостроении выглядит черновиком. Еще предстоит согласовать детали обеспечения платежеспособности верфей, в котором наряду с российским инвестором участвует федеральная земля и, быть может, другие источники.
Но для Ангелы Меркель решение о спасении верфей Wadan от банкротства имеет в разгар избирательной кампании по выборам в Бундестаг 27 сентября весьма актуальное значение. Связанное не только с привлечением российского капитала, но и перспективой российских заказов, это чем-то походит на предвыборный подарок, привезенный из Сочи. Да еще когда речь идет о предприятиях в Мекленбурге – Передней Померании – родной земле Ангелы Меркель, где прошли детство и юность бундесканцлерин, а со времени объединения Германии находится ее избирательный округ, в котором она вновь рассчитывает на поддержку.