Ситуация вокруг Opel омрачает отпускное настроение бундесканцлерин Ангелы Меркель.
Фото Reuters
В Детройте состоялись прямые переговоры между главой General Motors Фрицем Хендерсоном и руководителем австро-канадского концерна Magna Зигфридом Вольфом. Однако прорыва в затянувшемся торге вокруг Opel встреча менеджеров не принесла.
Переговоры фактически идут по кругу. Главной заинтересованной стороной являются 25-тысячный коллектив Opel, четыре федеральные земли, где находятся заводы этого подразделения GM, и правительство во главе с бундесканцлерин Ангелой Меркель. Перед выборами в Бундестаг правительство не может допустить банкротства одного из столпов немецкого автомобилестроения. Но на решающее слово претендует GM. Причем, с одной стороны, Детройт ведет переговоры с концерном Magna, выступающим в консорциуме с российским Сбербанком как потенциальный покупатель Opel, а с другой – выражает симпатии инвестору RHJ International, за которым стоит американская группа Ripplewood.
На детройтской встрече, которая прошла в конце минувшей недели, сближения удалось достичь лишь по ряду деталей. Главные же вопросы остаются открытыми. Представитель GM заявил агентству DPA: «В ближайшие дни выяснится, сможем ли мы договориться с Magna или сделать так, чтобы RHJI пришелся по вкусу немецким политикам». В подтверждение этой версии глава RHJI Леонард Фишер сообщил вчера газете Handelsblatt, что его компания готова в случае приобретения Opel увеличить собственные капиталовложения в это подразделение и сократить запрос на немецкие кредитные госгарантии с 3,8 до 3,6 млрд. евро.
DPA считает, что на этой неделе решение судьбы Opel маловероятно. Комментируя ситуацию, известный немецкий автомобильный эксперт Фердинанд Дуденхофер отмечает, что GM явно не желает продавать свой европейский филиал концерну Magna. General Motors тянет время, выдвигая все новые претензии к концепции австро-канадского претендента на Opel. Позицию Magna несколько ослабляет опубликованная в конце минувшей недели отчетность за второй квартал текущего года, который концерн закончил с минусом в 143 млн. евро в отличие от такого же периода года минувшего. Как заверил Вольф, финансовая база остается солидной, в кассе есть 1,18 млрд. евро.
Но для GM камнем преткновения прежде всего является российское присутствие в этой концепции в лице Сбербанка. Американская сторона упорно выдвигает вопрос о патентах. Как пишут немецкие СМИ, «GM опасается, что благодаря сотрудничеству Magna с российским автостроителем ГАЗ фирменный ноу-хау перетечет к конкуренту». Чтобы снять проблему, переговорщики Magna пошли на уступки, согласившись предоставить GM право вето на случай перепродажи части немецкого концерна вместе с патентами третьему лицу. Но, несмотря на это, вопрос остается нерешенным.
По мнению источников информационного канала N-TV.DE, вероятнее всего, судьба Opel может быть решена только на высшем политическом уровне. Непосредственно вмешаться в затянувшиеся переговоры призвал Ангелу Меркель председатель объединенного производственного совета заводов Opel Клаус Франц. По его словам, сами по себе прямые контакты высших менеджеров GM и Magna – позитивный знак. «Но если согласия не будет, то я за то, чтобы фрау Меркель и Франк-Вальтер Штайнмайер пригласили Фрица Хендерсона в Берлин». Клаус Франц полагает, что встреча канцлерин и вице-канцлера с главой GM может решить дело.
Странную игру ведет руководство опекунской компании, в ведении которой находятся 65% акций Opel. В нее входят три немецких представителя и столько же делегатов от GM, а председательствует в ней президент торговой палаты США в Германии Фред Ирвин. От членов этого органа исходят жалобы на «политическое давление», оказываемое сторонниками концепции Magna. А к ним, как известно, относятся федеральное правительство, производственный совет Opel и земли, где находятся эти автозаводы.
Один из членов руководства опекунской компании сказал, как пишет газета Welt, что если Magna не изменит коренным образом свою концепцию, то он будет голосовать за RHJI. Те же круги выдвигают вариант сохранения Opel в американской собственности. Газета приводит такое высказывание: «Лучше всего, если бы правительство США выделило GM еще три-четыре миллиарда долларов, с помощью которых концерн сам санировал бы свою европейскую дочку». Это преподносится как новое предложение.
Официальные опекуны ратуют также за то, чтобы не решать до выборов 27 сентября вопрос о судьбе автоконцерна. Но такая перспектива как раз и беспокоит больше всего его работников. В этом случае, заявил газете Berliner Zeitung один из лидеров профсоюза металлистов Армин Шильд, «рабочим могут преподнести куда более неприятные решения, на которые власть не сможет пойти перед выборами».