По мере приближения выборов в Бундестаг, запланированных на 27 сентября, в Германии заметно активизируется борьба за электорат между ведущими партиями. Кандидат на пост канцлера от Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Франк-Вальтер Штайнмайер, вице-канцлер и глава МИДа в нынешнем правительстве «большой коалиции», выступил в Старой ратуше Берлина с амбициозным «Планом для Германии». Его главная сенсация – обещание создать до 2020 года 4 млн. рабочих мест.
По словам Штайнмайера, люди в Германии «постепенно устают от общей болтовни о кризисе». А центральный вопрос будущего заключается в том, как обеспечить в стране занятость, рост и благосостояние. И на выборах 27 сентября речь будет идти «не только о Штайнмайере или Меркель», но и о том, как будет выглядеть Германия в предстоящие 10–20 лет.
План, который Штайнмайер назвал «маршрутом для нового старта социальной рыночной экономики», детально изложен и аргументирован на 67 страницах. Концепция СДПГ исходит из того, что два миллиона новых рабочих мест можно будет обеспечить за счет экономного использования промышленностью энергии и сырья, а также развития ключевых экологических технологий. Еще миллион должна дать сфера здравоохранения, а остальное – креативная экономика и сектор услуг.
Избирателям был представлен также состав теневого кабинета Штайнмайера. В нем 19 человек, которые могут рассчитывать на министерские должности в случае успеха СДПГ 27 сентября.
Данные опросов, однако, не предвещают победу социал-демократов. На начало августа популярность федерального канцлера Ангелы Меркель намного превосходит рейтинг Штайнмайера. СДПГ пока готовы поддержать лишь около 25% избирателей. Лидеры партии, разумеется, понимают серьезность положения, и «План для Германии» призван мобилизовать СДПГ. Ее руководство стремится придать наступательный характер своей предвыборной кампании, привлечь на свою сторону как можно больше не определившихся в своих симпатиях избирателей, составляющих значительную часть германского электората.
Борьба с массовой безработицей путем создания новых рабочих мест – не новый предвыборный прием. К нему в свое время прибегали и Гельмут Коль, и Герхард Шредер. Кстати, зеленые тоже обещают в своем предвыборном манифесте новые рабочие места, но всего один миллион. В свою очередь, левые сулят два миллиона вакансий.
Реакция же главного соперника СДПГ блока ХДС/ХСС на «План для Германии» – яростная. Министр экономики Карл-Теодор Гуттенберг назвал обещания Штайнмайера несостоятельными. Глава ХСС и премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер усмотрел в них «иллюзии социалистического планового хозяйства». Другие критики из консервативно-либерального лагеря заговорили о несерьезности, популизме и даже – с прозрачным намеком на трудности СДПГ – «акте отчаяния».
Такая резкая критика в адрес социал-демократов скорее всего вызвана тем, что надежды ХДС/ХСС на спокойную избирательную кампанию не оправдываются. В предвыборной стратегии консервативного блока проблема занятости затмевается обещаниями снижения налогов, что может обернуться трудностями для ХДС/ХСС.
В условиях кризиса вопрос о работе обретает особую значимость для немцев. На конец июля безработицей в Германии было охвачено 3,46 млн. человек. Это на 252 тыс. больше, чем год назад. Кроме того, от 1,2 до 1,4 млн. людей заняты неполную неделю с потерями в зарплате. Федеральное ведомство труда не исключает, что к декабрю число безработных может превысить 4 млн.
СДПГ, несомненно, сделала сильный ход. Идея обеспечения полной занятости может заинтересовать немало избирателей. Но едва ли может гарантировать при этом ее успех в сентябре.
Лидер ХДС Ангела Меркель, добивающаяся продолжения работы на занимаемом посту, пока в дискуссиях не участвует. Она предпочла провести всю эту неделю в отпуске, набираясь сил для грядущих предвыборных баталий.