Сегодня в Берлине должны возобновиться переговоры о судьбе автоконцерна Opel, которые из-за позиции американского GM так и не были завершены до конца июля, как планировалось ранее. Для их продолжения в Министерство экономики ФРГ приглашены представители GM, а также двух претендентов: австро-канадского концерна Magna, выступающего в консорциуме со Сбербанком, и американо-бельгийского фининвестора RHJ. Однако ввиду негибкой позиции американских собственников дискуссии рискуют затянуться до конца сентября.
Берлин намеревался решить судьбу Opel до конца июля. Но в прошлый четверг американские переговорщики вопреки предварительной договоренности не явились в федеральное Министерство экономики. Настал август, а вопрос остается в подвешенном состоянии.
Более того, угрожает негативно повлиять на американо-германские отношения, поскольку Opel сейчас фактически принадлежит правительству США.
Напомним: федеральное правительство во главе с канцлером Ангелой Меркель, правительства четырех федеральных земель, в которых находятся предприятия Opel, а также рабочий коллектив фирмы в лице ее производственного совета отдают предпочтение консорциуму Magna–Сбербанк. В противовес этому представители GM не скрывают симпатий к другому претенденту – американо-бельгийскому фининвестору RHJ. Последний вызывает у немцев сомнения не только из-за отсутствия опыта промышленного менеджмента, но потому что выдвигает условие, согласно которому Opel может быть через некоторое время вновь перепродан GM, ответственному за беды его европейского филиала.
Будущее Opel уже обсуждается на самом высоком политическом уровне. В минувшую пятницу вице-канцлер и министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер специально позвонил главе GM Фрицу Хендерсону и дал отчетливо понять американскому собеседнику, что немецкие кредитные госпоручительства, от которых зависит сделка в отношении Opel, могут быть предоставлены только такому инвестору, который возьмет ответственность за него надолго и максимально сохранит рабочие места.
В свою очередь, премьер Тюрингии Дитер Альтхаус призвал канцлера Ангелу Меркель использовать контакты с президентом США Бараком Обамой в интересах работников заводов Opel, один из которых находится в этой земле. По его убеждению, «единственная концепция, дающая перспективу этим предприятиям в Германии, представлена концерном Magna».
Поручение обсудить будущее Opel с правительством США было дано советнику канцлера по экономическим вопросам Йенсу Вайдману. В прошлую среду Вайдман встретился в Вашингтоне с американским министром финансов Тимоти Гайтнером, который пообещал, что правительство США не будет в деле Opel выступать против немецких интересов.
Между тем не ясно, когда переговоры все-таки завершатся. Журнал Auto Motor und Sport печатает интервью с Меркель, в котором говорится: «Я не могу предсказать, сколько недель еще продлятся конкретные переговоры». Судя по уже имеющемуся опыту, не исключено, что вопреки заверениям Гейтнера представители GM внесут в них новую сумятицу.
С одной стороны, они заявляют, что не отдают предпочтения ни одному из двух претендентов и готовы продолжать переговоры о продаже Opel даже до конца сентября. С другой стороны, объявляют, что концепция Magna «невыполнима», упирается в проблему пользования патентами и технологиями, разработанными немецкими инженерами и конструкторами, но проданными еще в 2005 году GM.
В этой ситуации с новыми настойчивыми заявлениями в поддержку концепции Magna выступил Роланд Кох – авторитетный деятель ХДС и премьер-министр Гессена, где находится головное предприятие Opel. Он обвинил GM в сознательном затягивании сделки с Magna. По его убеждению, опасения GM по поводу российского соинвестора необоснованны. Причину этих оговорок, сказал премьер, следует искать скорее в стремлении GM обеспечить на российском рынке место собственному продукту – Chevrolet.
Пока же, несмотря на кризис и неясность судьбы, дела у Opel идут неплохо. С января по июль продано 219 000 автомобилей.