Независимо от исхода переговоров, Opel придется закрыть сборочный завод в бельгийском Антверпе.
Фото Reuters
Вокруг продажи фирмы Adam Opel Gmbh развертывается война нервов. Формально идет противоборство двух претендентов – канадского концерна Magna в консорциуме с российским Сбербанком и американо-бельгийского фининвестора RHJ. Фактически же соперничают GM и федеральное правительство во главе с бундесканцлерин Ангелой Меркель.
Вчера главный переговорщик GM Джон Смит отверг улучшенное предложение Magna. Этот покупатель при решении в его пользу намерен сразу вложить в капитал Opel во изменение первоначального плана не 100, а 350 млн. евро. Это соответствует пожеланиям правительства ФРГ и по сумме больше того, на что готов RHJ. Важно также, что концепция Magna предусматривает существенно меньшее сокращение рабочих мест на автозаводах Opel в четырех федеральных землях.
Между тем в СМИ появилась информация, что Magna и Сбербанк готовы предложить за 55% акций Opel 500 млн. евро, в то время как их конкуренты остановились на 275 млн. евро за 50,1% акций. Наблюдатели предполагают, что разница примерно в 225 млн. евро, в частности, должна помочь развеять опасения, связанные с плохой репутацией России на Западе.
Федеральное правительство сочло наиболее подходящим предложение консорциума Magna–Сбербанк. Это было решено не без колебаний и только после тщательного анализа всех вариантов спасения немецкого автопредприятия. В частности, независимая экспертиза инвестиционного банка Lazar пришла к выводу, что Magna представила «подходящую стратегическую концепцию», «обладает хорошим менеджментом» и перспективой роста на российском рынке.
Но в GM отдают предпочтение RHJ. По словам Смита, этот инвестор предлагает «более простую структуру, которую проще реализовать». Американский представитель говорит о продолжении переговоров, считая, что договоренность о продаже Opel может быть достигнута разве что к концу сентября. По сведениям Financial Times Deutschland, ссылающейся на сотрудников детройтской штаб-квартиры концерна, проблема упирается в естественное желание Magna получить в качестве владельца Opel доступ к его патентам и проектам, которые приобретены несколько лет тому назад GM в счет долгов своей немецкой «дочки». Но скорее всего американская сторона добивается своими маневрами максимальной выгоды.
Ситуация складывается весьма странная. Двумя третями акций Opel сейчас распоряжается опекунская компания, в которую входят два представителя GM и два назначенца федерального правительства. За обанкротившимся американским автоконцерном, перешедшим в собственность правительства США, сохраняются 35% акций немецкого филиала. Но именно GM фигурирует в сделке по Opel в роли продавца. А с другой стороны, переход Opel к любому другому владельцу невозможен вопреки выбору и без кредитных гарантий федерального правительства.
По существу, GM бросает вызов авторитету федерального канцлера. Ведь Меркель неоднократно высказывалась в поддержку концепции Magna–Сбербанк. В этом духе тема обсуждалась недавно в Мюнхене бундесканцлерин на встрече с российским президентом. Она же говорила о возможном контакте с правительством США, как владельцем GM. Кроме того, неурегулированность проблемы Opel, производственный совет которого опасается утраты более 20 тыс. рабочих мест, может осложнить ход развертывающейся избирательной кампании в бундестаг. А все это уже политика.
Российская сторона соблюдает сдержанность. Правда, вчера массовая немецкая газета Bild сообщила, что «глава Сбербанка Герман Греф считает решение по Opel возможным на этой неделе». Но в пресс-службе Сбербанка на вопрос «НГ» о достоверности такого заявления ответили, что до завершения сделки ее ход не комментируют.