Командир космического корабля «Аполлон-11» Нил Армстронг едва не вступил в публичный спор с Эдвином Баззом Олдрином и Майклом Коллинзом, с которыми 40 лет назад совершил первое в истории человечества путешествие на Луну. С точки зрения Олдрина и Коллинза, Национальное агентство по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) не должно уделять слишком большого внимания возвращению на Луну для создания там постоянной обитаемой базы, перед тем как предпринять более амбициозные путешествия, например, на Марс.
Астронавты-ветераны, участвовавшие в первой экспедиции на Луну, Эдвин Базз Олдрин и Майкл Коллинз призвали НАСА пересмотреть планы новых полетов человека на спутник Земли и сделать приоритетом полет на Марс. Первый человек на Луне Нил Армстронг решил промолчать, таким образом, не присоединившись к их мнению.
Знаменитая тройка собралась в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне, чтобы отметить сороковую годовщину миссии. Армстронг, который, как полагают, в отличие от своих напарников по экипажу сочувственно относится к планам НАСА, был более осторожен в оценках деятельности этой организации. «История – это последовательность случайных событий, вот почему будущее так сложно предвидеть. Но вы можете попытаться», – неопределенно сказал он.
Олдрин, второй человек на Луне, порассуждав на тему американо-советской космической гонки, призвал США «отважно предпринять более амбициозную исследовательскую миссию». «Сегодня вместо лунной гонки мы можем попытаться сделать Луну настоящим плацдармом для более амбициозных начинаний», – подчеркнул он. Олдрин уверен, что, если целенаправленно продолжать разработки, американцы побывают на Марсе до 2035 года. Как ранее отметил астронавт в интервью телеканалу Fox News, приоритетом НАСА должна стать высадка на Красной планете к 2031 году.
Олдрин уже не первый раз призывает НАСА усерднее заняться программой по Марсу. «Нам нужно поселиться на Марсе, точно так же как пилигримам было необходимо заселить Плимут-Рок, - заявил он в интервью Los Angeles Times в начале этого месяца. - Нам нужно собрать человеческий интеллект на орбите Марса. Марс гораздо ближе к характеристикам Земли. Там есть осадки, зима, лето и весна. Северный полюс, Южный полюс, горы и много льда».
Коллинз, не ступавший на Луну, но пилотировавший «Аполлон-11» на окололунной орбите, пока по спутнику гуляли его товарищи, предупредил, что в целях долговременного выживания человечеству необходимо покинуть пределы своей планеты, и ближайшим пунктом назначения должен стать Марс. «Иногда я думаю, что слетал не туда. В детстве Марс всегда был моей любимой целью и остается ею по сей день», – признался он, выразив озабоченность, как бы планы по возвращению на Луну не оттеснили на десятилетия более важный и перспективный, с его точки зрения, полет на Красную планету. «По дороге на Марс мы столкнулись с серьезными проблемами, – заявил он, – но я не вижу ни одной, которую нельзя было бы решить». На взгляд Коллинза, Марс должен оказаться в центре внимания, точно так же, как некогда, при президенте США Джоне Кеннеди, оно было полностью сфокусировано на Луне.
Когда очередь дошла до Армстронга, то, призвав к более интенсивному международному партнерству в области космоса, первый человек на Луне предался воспоминаниям по поводу эволюции ракетостроения и о том, как американо-советская гонка за Луну позволила ему и Олдрину 20 июля 1969 года ступить на поверхность моря Спокойствия, расположенного на спутнике Земли. Он не выразил своего мнения по поводу того, с каким небесным телом американцам было бы желательнее связать свое ближайшее будущее.
Первый американец в космосе и бывший сенатор Джон Гленн разделяет «антилунные» позиции Олдрина и Коллинза. По словам Гленна, еще только предстоит доказать пользу и ценность возвращения человека на Луну. Гленн, хотя и не возражает против полета на Марс, полагает, что США должны в первую очередь вкладывать деньги в МКС, так как считает исследования на земной орбите наиболее важными.
Лунная и марсианская программы НАСА родом из 2004 года. Тогда, при президенте США Джордже Буше-младшем, было решено вернуть астронавтов на Луну к 2020 году и отправить их на Марс к 2040 году. Как объяснил директор НАСА Джон Олсон, взаимосвязь двух программ сводится к тому, что Луна как раз и должна стать плацдармом для полета на Марс, так что критические замечания по поводу того, что лунная программы создана в ущерб марсианскому проекту, беспочвенны. НАСА собирается основать на Луне постоянную базу, где можно было бы производить кислород, ракетное топливо и воду для будущих космических миссий в солнечной системе, экономя на том, что их не нужно будет выводить за пределы земной гравитации. Трехдневные путешествия на Луну и обратно помогут НАСА подготовиться к психологическим проблемам, радиации и микрогравитации, которые астронавтам предстоит преодолеть во время многомесячного путешествия на Марс, рассказал Олсон. «Ни о каком возврате в прошлое нет и речи. Мы готовимся к непрерывному человеческому присутствию на Луне», - подчеркнул директор.