Porsche срочно нужны деньги.
Фото Reuters
Porsche и Opel («дочка» американской GM), ранее в пожарном порядке нашедшие себе покупателей, ныне пытаются пересмотреть почти заключенные сделки. Porsche, до этого договаривавшаяся с автогигантом Volkswagen, сейчас ведет переговоры с кувейтскими госинвесторами. А Opel – с бельгийской RHJ International вместо почти уже купивших ее канадской Magna и российского Сбербанка. Пока неясно, насколько реальны эти планы или речь идет о попытке добиться более выгодных предложений от первоначальных покупателей.
«Схваткой характеров» называет агентство AFP отношения между ведущими немецкими автопроизводителями Porsche и Volkswagen. Еще несколько месяцев назад выпускающая дорогостоящие спортивные модели Porsche в пик своего финансового благополучия приобрела 51% акций крупнейшего автопроизводителя в Европе, а затем попыталась установить над ним свой полный контроль. Но безуспешно – скупка акций на рынке обернулась долгом в 9 млрд. евро (около 13 млрд. долл.).
Попытка заручиться государственной помощью в размере 1,75 млрд. долл. со ссылкой на кризис не помогла – в Берлине решили, что кризис тут ни при чем, а трудности компании – дело рук ее руководителей Фердинанда Пича и Вольфганга Порше, представляющих семейные кланы, владеющие компанией.
Тогда речь пошла уже просто о слиянии двух компаний, а затем и о намерении фирмы Volkswagen купить 49,9% акций Porsche за 3–4 млрд. евро. Хищник и его потенциальная жертва поменялись ролями. Вольфганг Порше назвал это предложение «ультиматумом» и «попыткой шантажа». Как объявлено в понедельник, ныне Porsche ведет переговоры с неким катарским инвестором. Речь идет о Qatar Investments Authority. Как считает аналитик IHS Global Insight Тим Уркхарт, «похоже, что отношения между VW и Porsche достигли исторического дна. И без того сложные переговоры быстро превращаются в фарс». А Кристиан Вольф, премьер земли Нижняя Саксония, владеющей частью акций Volkswagen, сравнивает ситуацию с сериалами «Династия» и «Даллас».
Столь же неожиданно меняются планы по продаже другой бедствующей немецкой фирмы – Opel. Ее руководство и собственник – обанкротившаяся американская корпорация GM, заявили в понедельник о повышении продажной цен» компании. Как сообщила вчера газета Financial Times, ныне идут переговоры о продаже Opel базирующейся в Бельгии инвестиционной компании RHJ International. Меморандум о взаимопонимании может быть подписан на этой неделе.
RHJ International изначально проявляла заинтересованность в покупке Opel, но ее условия были хуже, чем те, что предложил консорциум в составе канадской фирмы по производству автокомпонентов Magna и российского Сбербанка, поэтому с ними и была достигнута предварительная договоренность. Однако дальнейшие переговоры затормозились из-за новых требований GM. Утверждается, что RHJ International обещает сократить число увольнений на заводах Opel в Германии. Как ожидают, новые предложения может также внести китайская BAIC.
Если раньше руководство GM спешило подписать контракт о продаже Opel к середине июля и завершить сделку в сентябре, то сейчас глава ее консультативного совета по Opel Фред Ирвин предлагает не рассматривать вопрос как «распродажу во время пожара». Мол, пусть конкурс продолжается подольше. Свои сомнения по поводу сделки с российско-канадским консорциумом высказал также министр экономики ФРГ Карл-Теодор Гуттенберг. По его мнению, Magna поставляет компоненты и запчасти другим фирмам и это бросает тень на ее будущую роль как автопроизводителя.
Эксперты отрасли пока не дали точной оценки намерений собственников Porsche и Opel – идет ли речь о действительной замене покупателей или попытке дополнительно взвинтить цену. Как заявил «НГ» аналитик российской инвестиционной компании «БрокерКредитСервис» Севастьян Козицин, в обоих случаях речь идет о торговой тактике. В разгар кризиса попавшим в беду компаниям остро нужны деньги. Особенно это касается американской GM, и она стремится выжать из сделки максимум. Тем более, что переговоры с покупателями пока не продвинулись дальше меморандумов о намерениях. Поэтому всем потенциальным покупателям предлагают изложить свои предложения, чтобы выбрать лучшее.
По мнению Козицина, применительно к сделке по фирме Opel политический фактор полностью сбрасывать нельзя, но он вряд ли играет заметную роль. Участие Сбербанка в акционерном капитале такой компании не дает доступа к по-настоящему серьезным секретам, как, скажем, в авиационном бизнесе. Ведь речь идет о производстве автомашин эконом-класса. Финансовые соображения в этих сделках играют определяющую роль.