Директор Национальной разведки адмирал Деннис Блэр и директор ЦРУ Леон Панетта вступили в конфликт по поводу распределения служебных полномочий. Они борются за право назначать старшего представителя американских спецслужб в посольствах США за рубежом и соответственно держать в своих руках контакты с зарубежными коллегами – руководителями местных спецслужб.
В американских спецслужбах, периодически страдающих от утечки секретов, произошел новый случай огласки содержания служебной переписки. Американским СМИ, в частности агентству AP и газете New York Times, стало известно содержание телеграмм, направленных в минувшем месяце двумя высшими руководителями разведки. Директор Национальной разведки адмирал Деннис Блэр и директор ЦРУ Леон Панетта почти одновременно направили в загранпредставительства взаимоисключающие указания.
Сначала Блэр известил резидентов ЦРУ за рубежом, что отныне он берет в свои руки назначение старших представителей американских спецслужб за границей. Вслед за ним Панетта направил своим подчиненным разъяснение: все остается по-старому, резиденты – главные представители американских спецслужб за рубежом.
Оба высокопоставленных чиновника назначены на должности Обамой. Адмирал Блэр, в прошлом занимавший пост главнокомандующего вооруженными силами на Тихом океане, стал директором Национальной разведки. Эта должность была введена в 2004 году с учетом уроков событий 11 сентября 2001 года тогдашним президентом Джорджем Бушем с целью улучшения координации работы американского разведсообщества. В состав сообщества входят 16 спецслужб, прежде всего ЦРУ, Агентство национальной безопасности (АНБ), Разведывательное управление Министерства обороны (РУМО), а также ведомственные разведслужбы.
Леон Панетта, в прошлом конгрессмен и глава аппарата Белого дома при президенте Билле Клинтоне, имел возможность занять более высокий пост в нынешней администрации, однако промедлил и получил от Обамы нынешнее назначение как своего рода утешительный приз. Вместе с тем он располагает заметным влиянием в Демократической партии и хорошими личными контактами в Белом доме. Не являясь профессиональным сотрудником разведки, Панетта стремится заручиться поддержкой со стороны сотрудников ЦРУ, в том числе путем их энергичной защиты от попыток наказать за применение пыток против лиц, подозреваемых в причастности к терроризму.
Показательно, что «дело о пытках» рассорило Панетту со спикером палаты представителей Нэнси Пелоси и ее окружением. Коллега Пелоси глава сенатского комитета по разведке Дайанна Файнстайн призывает ЦРУ «порвать с умонастроениями периода холодной войны» и жалуется, что Лэнгли плохо воспринимает эту рекомендацию. В то же время Блэр пользуется сравнительно широкой популярностью в Конгрессе. Он может также рассчитывать на поддержку со стороны помощника президента по национальной безопасности генерала Джеймса Джонса.
Противоречия между людьми, занимавшими эти два поста, наблюдались еще при Джордже Буше, однако нынешние руководители довели соперничество до состояния «бюрократической войны». По данным американских СМИ, адмирал Блэр стремится по максимуму использовать возможности прямого доступа к президенту. В этих целях он часто лично докладывает ежедневные разведсводки Обаме, хотя это обычно является обязанностью нижестоящих сотрудников. Панетта в основном действует через личные связи в руководстве администрации.
Как утверждает New York Times, ЦРУ на протяжении десятилетий ревностно защищало полномочия своих резидентов как старших представителей спецслужб США за рубежом. Это давало им возможность прямых контактов с местными спецслужбами, в том числе и их руководством. Ныне адмирал Блэр пытается лишить их положения «старших». По утверждению газеты, если Блэр добьется своего, это заметно скажется на ситуации в загранпредставительствах, в ущерб позициям ЦРУ. Это связано с тем, что в тех или иных странах численно и по своему значению превалируют другие спецслужбы. Так, в Великобритании, где проводятся широкомасштабные операции по перехвату каналов связи на Европейском континенте, старшим может оказаться представитель АНБ. А в Ираке и Афганистане – резидент РУМО. В итоге, считают в кругах американской администрации, пострадают контакты ЦРУ с важными иностранными спецслужбами, что лишит американское разведведомство важных каналов получения интересующих его сведений.