Махмуд Ахмадинежад – безусловный фаворит президентской гонки в Иране.
Фото Reuters
Впервые за последние десятилетия Госдепартамент США распорядился пригласить иранских официальных лиц на дипломатические приемы в третьих странах по случаю американского национального праздника – Дня независимости. Эта инициатива последовала за другими шагами Вашингтона по налаживанию контактов с Тегераном. С их помощью Вашингтон рассчитывает найти путь не только к решению иранской ядерной проблемы, но и заручиться содействием Тегерана в обеспечении стабильности соседних с Ираном Ираке и Афганистане.
Посольства и консульства США за рубежом в минувшую пятницу получили телеграмму от руководства Госдепартамента, разрешающую пригласить на приемы по случаю Дня независимости 4 июля «представителей правительства Ирана», то есть иранских дипломатов. Американские СМИ, сообщившие об этом циркуляре, отмечают, что таким образом иранские коллеги будут приобщены к характерному угощению американских приемов по случаю национального праздника – хот-догам и гамбургерам и традиционным праздничным речам.
Пока неясно, каков круг загранпредставительств, получивших такое разрешение, и как прореагируют на него иранцы, до сих пор три десятилетия не посещавшие американские посольства. Но в то же время очевидно, что новый протокольный жест служит целям налаживания американо-иранских контактов. Параллельно предпринимаются и другие усилия, очень похожие на «пинг-понговую дипломатию» Ричарда Никсона и Генри Киссинджера в отношениях с Пекином. Футбольная ассоциация США на днях вызвала иранцев на товарищеский матч. От Футбольной ассоциации Ирана пока получено лишь промежуточное сообщение: вопрос изучается, ответ будет дан в ближайшее время.
Помимо этих, во многом показных, жестов предприняты и более содержательные шаги. Так, иранские представители были приглашены и приняли участие в проходившей в Гааге конференции по Афганистану, на которой обсуждались возможности оказания помощи этой стране. В ходе конференции американские дипломаты вступили с ними в контакт и передали запрос по поводу пропавших без вести в Иране трех граждан США.
Нынешняя американская администрация приняла решение о полноценном участии в дипломатических переговорах по иранской ядерной программе, которые ведет с Тегераном «шестерка» (постоянные члены СБ ООН и Германия).
Нельзя сказать, что Тегеран не реагирует на реверансы Вашингтона. Так, МИД Ирана не возражал против состоявшегося в мае визита в Тегеран Вали Резы Насра, гражданина США иранского происхождения, являющегося советником спецпосланника президента США в Афганистане и Пакистане Ричарда Холбрука.
Самым заметным ответным шагом Тегерана стало освобождение из тюрьмы в прошлом месяце американской гражданки иранского происхождения Роксаны Сабери. Эта журналистка была арестована в январе, а затем после длительного расследования была отдана под суд по обвинению в шпионаже и получила 8 лет тюрьмы. По настоянию президента ИРИ Махмуда Ахмадинежада приговор был пересмотрен и заменен на два года тюрьмы условно. Сабери смогла выехать из Ирана.
Ахмадинежад считается фаворитом кампании по выборам президента Ирана. По всем прогнозам, он останется на своем посту на второй срок и именно с ним предстоит решать вопросы, связанные с иранской ядерной программой.
Аналитик лондонского аналитического центра Chatham House Ричард Далтон в беседе с «НГ» отметил, что американская дипломатия последовательно выполняет установку президента США Барака Обамы на налаживание отношений с Ираном. Эти шаги не ограничиваются приглашениями на приемы. Так, американским дипломатам ныне разрешено вступать в беседу с иранцами в ходе конференций, форумов и других мероприятий, в которых они участвуют. При этом американцы, отмечает эксперт, изменили и свой подход. Так, они подчеркивают необходимость взаимного уважения между обеими странами и всячески демонстрируют свое уважение к Ирану и его народу. Они также говорят, что хотят лишь перемен в поведении иранцев и не добиваются «смены режима». США стремятся убедить в этом Иран.
По словам Далтона, Тегеран пока ведет себя в рамках курса, который он установил два месяца назад. Иранцы принимают приглашения на мероприятия с участием представителей США, нормально воспринимают жесты Вашингтона в их сторону, но в то же время настаивают, чтобы США изменили по существу свою политику в отношении Ирана. Этого, как они считают, пока не произошло. Каких-либо изменений в позиции Тегерана в ядерном вопросе не наблюдается, отмечает эксперт.