Этот конвейер GM может остановиться уже в июне.
Фото Reuters
Американская корпорация GM (General Motors) объявила вчера о намерении остановить этим летом на девять недель большинство своих сборочных заводов в Северной Америке. Это вызвано резким падением продаж автомобилей в США, а также ростом числа произведенных, но пока нераспроданных автомобилей на складах и у дилеров.
Компании, в течение последних 76 лет непрерывно занимавшей первое место в мире по выпуску автомашин, осталось пять недель до того, как она представит план радикальной реструктуризации или объявит о своем банкротстве. А возможно, сделает и то, и другое.
Первый день лета станет для GM рубежным. Она должна выплатить 1 млрд. долл. держателям ее облигаций. Общий объем долга корпорации по этим облигациям – 25 млрд. долл. Фирма не может воспользоваться для выплаты положенной части долга частью сумм, полученных от федеральной казны в порядке помощи (13 млрд. долл.). Белый дом специально оговорил это, когда потребовал от GM предоставить к концу мая план реструктуризации компании.
Таким образом, план и выплата долга должны быть представлены почти в один день. Уже сейчас известно, что GM не сможет произвести платеж. Остается лишь уповать на благосклонность держателей облигаций, их готовность подождать или на милость Белого дома. Правда, для этого надо будет пораньше представить план реформ.
Новый план, который готовит руководство GM, представляет собой вторую попытку выработать программу реформы. Белый дом отклонил первый план в марте и заодно добился ухода тогдашнего главы GM Рика Вагонера. В Вашингтоне крайне недовольны тем, что GM слишком долго делала ставку на неэкологичные и расходующие слишком много топлива модели. Реформа автопроизводства должна исправить этот уклон. Другое требование власти – избежать какого-либо финансового ущерба пенсионным фондам сотрудников фирмы.
В действительности проблемы GM, так же как и всего американского автопрома, гораздо шире. Так, по последним данным, на американском рынке все более заметны не только экономичные и экологичные машины иностранных фирм, но и дорогие, высококачественные модели. Получается, что в самих США американские модели практически по всему спектру все больше теряют популярность.
По последним данным, в первом квартале нынешнего года продажи автомобилей GM упали на 49% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В конце марта на складах автогиганта и у дилеров скопилось легковых и грузовых автомобилей на 123 дня продаж. При этом некоторых моделей хватило бы даже на полгода.
План реформы планирует для начала урезать сеть дилеров на одну треть. Потом пойдут увольнения на производстве. До конца года планируется сократить около 47 тыс. рабочих мест в подразделениях компании по всему миру. Планируется распрощаться с фирмами-дочками за рубежом. Так, уже сейчас руководство GM выражает готовность уступить контрольный пакет компаний Opel и SAAB в чужие руки безвозмездно. Но, правда, при условии крупных инвестиций в обновление производства.
По сообщениям из Детройта, параллельно с разработкой плана реорганизации руководство GM активно занимается подготовкой к объявлению банкротства. Если это случится, начнется более радикальная реорганизация. Из нее выйдет «новая GM», лишившаяся целого ряда производственных линий. Уже известно, например, что к продаже в чужие руки готовятся такие бренды, как Pontiac и Hummer. Остальное рассуют как «токсичные активы» банков.
Не менее радикальные перемены должны постичь другого крупного автопроизводителя – Chrysler. Эта фирма ведет активные переговоры о слиянии с итальянским FIAT, в результате которого она перейдет на выпуск автомашин европейского типа – более компактных и экономичных. О возможных результатах этой операции говорит то, что после Chrysler возглавит итальянец, а совет директоров назначат совместно администрация США и FIAT.
Следует отметить, что подобную судьбу американского автопрома предсказал известный экономист (и газетный обозреватель по экономической проблематике) Пол Кругман. Выступая в Стокгольме по случаю вручения ему Нобелевской премии по экономике в конце прошлого года, он заявил, что экономика США уже не способна поддерживать автопром в его нынешнем виде.