Помимо решения различных вопросов двусторонних отношений президент РФ Дмитрий Медведев использовал завершившийся вчера визит в Финляндию для того, чтобы рассказать европейской публике о подходах Москвы к различным аспектам обеспечения международной безопасности. В частности, он перечислил условия, на которых Россия готова заключить с США новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. Кроме того, российский лидер вновь озвучил идею подписания большого соглашения о создании «новой системы взаимодействия в сфере безопасности на пространстве Евроатлантики».
Выступая в понедельник в Хельсинкском университете, Медведев подробно изложил позицию российского руководства по вопросу ядерного разоружения и выразил готовность вести диалог по данной проблематике с остальными ядерными державами, и в первую очередь с США. По словам российского лидера, движение к миру, свободному от ядерного оружия, является одной из важнейших задач, и Москва намерена продолжить консультации о заключении нового договора для замены СНВ-1. «Очень важно зафиксировать то понимание, что сокращать стратегические наступательные потенциалы нам, во-первых, необходимо, и сделать это мы можем, если, конечно, договоримся, даже в большем объеме, чем это значится в московском договоре 2002 года», – подчеркнул глава государства. Он также дал понять, что нельзя ограничиваться только сокращением числа боезарядов, а нужно уменьшать и количество средств доставки – ракет и стратегических бомбардировщиков.
Медведев особо подчеркнул, что необходимо исключить «размещение стратегических наступательных вооружений за пределами национальной территории». Он назвал справедливыми те условия ядерного разоружения, которые озвучил в Праге президент США Барак Обама (прежде всего сохранение «эффективного» арсенала, пока у других стран остаются атомные бомбы, и заключение международного договора о прекращении производства расщепляемых материалов в военных целях), однако добавил, что Россия, со своей стороны, тоже имеет ряд условий.
По словам лидера РФ, во-первых, «необходимо предотвратить размещение оружия в космосе», во-вторых, «недопустимо компенсировать ядерные сокращения за счет увеличения стратегических систем, которые оснащены обычным оружием», и в-третьих, «гарантировать невозможность создания так называемых возвратных ядерных потенциалов», то есть запасов снятых с носителей боеголовок, которые можно снова поставить на боевое дежурство.
Российский лидер также высказался по поводу перспективы размещения американской ПРО в Европе, указав, что такой шаг «ломает существующую ныне систему противовесов» и «осложняет перспективу ядерного разоружения». По словам Медведева, сейчас назрела необходимость «широкого международного взаимодействия против вероятных ракетных угроз» и «глобальная противоракетная оборона не может подверстываться под интересы одного государства или даже группы государств».
Отдельно президент Медведев остановился на вопросе создания новой архитектуры европейской безопасности. Он сослался на то, что кризис вокруг Косово и недавний конфликт в Закавказье показали несовершенство существующих институтов и механизмов обеспечения стабильности на континенте.
В этой связи Медведев вновь выступил с идеей большого европейского договора о безопасности, в котором были бы зафиксированы «единые механизмы предотвращения и урегулирования конфликтов мирными средствами», а также «базовые принципы развития режимов контроля за вооружениями». Президент призвал провести для его выработки форум «с участием всех евро-атлантических государств, всех международных организаций, конечно, включая Евросоюз, НАТО, ОБСЕ, ОДКБ, СНГ, региональных организаций, естественно, всех стран, которые входят в эти организации».
Эксперт лондонского аналитического центра Chatham House Юрий Федоров в беседе с корреспондентом «НГ» осторожно отозвался о российском подходе к ядерному разоружению. «Россия сегодня выдвигает такие предложения, которые либо заведомо неприемлемы для американцев, либо могут резко осложнить переговоры», – отметил Федоров. В частности, он пояснил, что хотя идея контроля за возвратным потенциалом является в целом оправданной, ее реализация упирается в проблему контроля, поскольку в нынешних условиях ни Россия, ни США не готовы допустить иностранных инспекторов на свои главные ядерные объекты. Аналитик дал понять, что если Москва продолжит настаивать именно на установлении контроля за возвратным потенциалом, то переговоры могут быть просто сорваны. Впрочем, он предположил, что такое требование может выдвигаться просто с целью улучшить свою переговорную позицию.
Федоров указал, что Договор СНВ-1 ограничивает количество развернутых и готовых к применению боеголовок, объем которых можно контролировать, например, при помощи разведывательных спутников. Однако если речь заходит о сокращении самих арсеналов, то проблема контроля может стать главным препятствием. По его словам, аналогичная ситуация складывается, когда встает вопрос запрета на размещение оружия в космосе. «В этом случае на космодроме должна быть инспекторская группа, которая будет осматривать каждый запускаемый спутник. Все это требует очень сложных процедурных согласований и способно серьезно затянуть переговоры», – отметил эксперт.